Все о тюнинге авто

Вербальные парафазии примеры. Нарушения речи – парафазии: особенности и формы, вербальная парафазия

Рассмотрим нарушения речи, связанные с органическими поражениями и функциональными изменениями центральной нервной системы, а также патопсихолингвистические речевые расстройства. Нарушения, связанные с дефектами артикуляционного аппарата и задержкой речевого развития, подробно описаны в логопедической литературе.

Нарушения речи как результат органического поражения нервной системы

Афазия

Афазии: исходя из основных видов речи, выделяются два вида афазий:

· сенсорная (рецептивная, импрессивная) - непонимание речи как окружающих лиц, так и своей;

· моторная (экспрессивная) - нарушение воспроизведения активной устной речи.

Расстройства речи, проявляющиеся в виде афазии, впервые описаны французским анатомом P. Broka в 1861 году и немецким невропатологом К. Wernicke в 1874 году.

Так П. Брока у двух больных, страдавших при жизни расстройством внутренней речи, обнаружил очаговые поражения в задней части нижней лобной извилины левого полушария мозга. С тех пор этот участок коры стали называть зоной Брока и рассматривать его как центр моторной речи, а расстройства речи при поражении этой области получило название моторной афазии (от греческого «а» - отрицание, «фазис» - речь).

Десятилетие спустя К. Вернике был открыт другой центр - центр восприятия речи (слуховой центр речи), где хранятся слуховые образцы звуков. Этот центр локализуется в задней части верхней височной извилины. Поражение этой области приводит к сенсорной афазии.

Сенсорная акустико-гностическая афазия (афазия Вернике), или «словесная глухота» характеризуется нарушением восприятия речи вследствие слуховой (акустической) агнозии.

При этом при отсутствии глухоты больной не различает на слух сходные по звучанию слова, фонемы в результате чего искажается понимание смысла отдельных слов и предложений. Больной воспринимает обращенную к нему речь как шум, либо как непонятную иностранную речь. Акустико-гностическая форма сенсорной афазии развивается при поражении центра сенсорной речи (22 поле Бродмана - средние и задние отделы верхней височной извилины левого полушария). В сенсорном центре речи (гностический центр речи) сохраняются звуковые образцы слов, поэтому его поражение приводит к речевой агнозии, когда больной, при нормальном слухе, не узнает речи, не понимает смысла слов. Слуховой центр при этом не повреждается.

Очень часто при поражении гностического центра Вернике отмечаются элементы нарушения и моторной речи вследствие отсутствия слухового контроля, т.е. контроля над собственной речью. При этом развиваются различные элементы вторичного расстройства экспрессивной речи (логорея, «словесная окрошка», парафазия, персеверация).


Логорея - многословие, речевое недержание, повышенная речевая активность.

«Словесная окрошка» - поток бессмысленных, нечленораздельных звукосочетаний.

Парафазия - искажение, неточное употребление слов, букв, звуков.

Персеверация -ответ одним и тем же словом на различные по смыслу вопросы. Даже при частичных афатических нарушениях больные также не улавливают различий в повторении, написании или чтении близких по произношению слогов, слов («ба - па», «та - да», «са - за», «забор - собор - затор» и др.), путают между собой буквы «с» и «з», «п» и «б».

Акустико-мнестическая афазия характеризуется нарушением памяти. Больной забывает названия предметов, имен. При акустико-мнестической афазии грамматическая структура фраз остается правильной, однако трудности речи связаны с подбором нужных слов. Больной не может назвать предмет, хотя хорошо определяет его назначение. Например, если больному показать ложку, то он скажет: «это то, чем едят». Обычно больной сразу вспоминает нужное слово при подсказке начального слога (называя ему только «ло», больной тут же скажет: «ложка»). Понимание речи при амнестической афазии не нарушено. Чтение вслух возможно, однако письменная речь расстроена из-за основного дефекта. Акустико-мнестическая афазия характеризуется наличием большого числа вербальных парафазии.

Вербальные парафазии - затруднения при назывании предметов. Причем подсказка первых слогов обычно не помогает.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов левой височной области (37 и 21 поля Бродмана). Одной из форм этой афазии является оптико-мнестическая афазия. При этом нарушении речи больной забывает слова, обозначающие конкретные предметы. Данная патология развивается при поражении теменно-затылочной коры на границе с височной областью. В основе дефекта лежат нарушения ассоциативных связей между центрами моторной и сенсорной речи, а также со зрительным анализатором.

При обширных поражениях мозга, когда в патологический процесс вовлекаются не только височная область (гностический центр Вернике), но и теменная область левого полушария, у больных развивается семантическая афазия.

Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочных областей доминантного полушария (39 и 40 поля Бродмана).

Основными ее признаками являются затруднения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, особенно таких, которые выражают пространственные отношения. При этом больные затрудняются в понимании и выполнении инструкций типа: «нарисуй точку над кружком» или «нарисуй кружок над точкой». Для них недоступен смысл сравнительных конструкций (например, волосы у Тани светлее, чем у Лены, но темнее чем у Оли. У кого самые светлые волосы?).

В клинической практике встречается еще одна из форм сенсорной афазии - субкортикальная, или «чистая словесная глухота», когда нарушается только понимание устной речи при сохранности письменной речи и чтения. Встречаются также случаи, когда при сенсорной афазии у больного сохраняется способность повторять услышанное.

Моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия) - характеризуется нарушением всех компонентов экспрессивной речи. При этом больной понимает речь, но не может говорить. Он произносит только сохранившиеся в памяти единичные слова или слоги, повторяя их (речевой эмбол) и сопровождая выразительной мимикой и жестами. В тяжких случаях больной вначале совершенно лишен речи, затем речь выражена в виде бессмысленных звукосочетаний («речевые остатки»). В более легких случаях у больных сохраняются только некоторые слова, из которых он строит простые предложения. Предложения при этом очень однообразны. Характерной особенностью афазии является наличие литеральной и вербальной парафазии, аграмматизма.

Литеральная парафазия - искажение слов в результате перестановки или пропуска отдельных звуков или букв (от слова «литера» - буква).

Вербальная парафазия - искажение слов за счет замены одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению.

Аграмматизм - нарушение грамматического строя речи (неправильные окончания слов, пропуски предлогов и т.д.). В меньшей степени страдает повторение. Больной обычно говорит медленно, неохотно и мало. Употребление чисел также нарушено. Процессы мышления сохранены, и больной сознает ошибки своей речи. Моторная афазия развивается при поражении центра моторной речи - центр Брока - (поле 44 Бродмана). Одной из разновидностей моторной афазии является динамическая афазия.

Динамическая афазия. Этот вид афазии характеризуется нарушением, распадом внутренней речи. При этом больные ограничиваются односложными ответами, часто повторяя слова вопроса. Устный рассказ или сочинение на заданную тему им недоступны. У больных появляются трудности построения замысла высказывания, внутренней программы речи. В ряде случаев нарушения внутренней речи выражаются в виде пропуска глаголов, предлогов, местоимений, употребления шаблонных фраз, более частого использования слов в именительном падеже.

Очаг поражения при динамической афазии в префронтальной области располагается несколько кпереди и выше зоны Брока - в левом полушарии головного мозга (9, 10, 11, 46 поля Бродмана).

По данным А. Р. Лурия (1969), моторная афазия встречается в двух вариантах: моторная афазия афферентная и моторная афазия эфферентная.

Моторная афазия афферентного типа обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны мозга (нижняя часть корковых полей 1, 2, 5, 7 и частично 40), характеризуется утратой всех видов устной речи - спонтанной, автоматизированной, повторения предлагаемых слов, называния показываемых предметов. Особенно грубо нарушается артикуляция звуков. Страдают также чтение и письмо. Нередко такая афазия сочетается с оральной апраксией (расстройство сложных движений губ и языка).

Моторная афазия эфферентного типа обусловлена поражением нижних отделов премоторной зоны, области Брока (поля 44, 45) и характеризуется расстройством переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Артикуляция отдельных звуков сохранена, затруднено произношение серии звуков или фразы. Продуктивная речь заменяется постоянным повторением отдельных звуков (литеральная персеверация) или слов (вербальная персеверация), а в тяжелых случаях представлена речевым эмболом. Другой отличительной чертой речи является «телеграфный стиль»: больной составляет фразы в основном из существительных, глаголы в них почти отсутствуют. Сохранены автоматизированная речь, чтение стихов, пение. Как правило, корковые нарушения речи (центры Брока и Вернике) часто сопровождаются различными расстройствами чтения и письма и проявляются в виде алексии, паралексии, аграфии, литеральных и вербальных параграфий, контоминации, а также акалькулии.

Алексия - расстройство чтения и понимания прочитанного, при этом больной не в состоянии читать, иногда он все же с трудом, но читает, при этом не понимает то, что прочитал, и не осознает допускаемые им ошибки.

Паралексия - перестановка букв в словах при чтении с грубым искажением смысла слова.

Аграфия - утрата способности правильно писать при сохранении двигательной функции верхней конечности. Изолированное развитие аграфии наблюдается при поражении заднего отдела средней лобной извилины доминантного полушария (6 поле Бродмана). В тяжелых случаях больной не может писать, в более легких - письмо возможно, но выявляются литеральные и вербальные параграфий.

Литеральная параграфия - пропуски и перестановки букв в словах при письме.

Вербальная параграфия - пропуски и перестановки слов при написании предложения.

Контоминация - запись предложения под диктовку одним словом.

Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением доминантного полушария большого мозга (39 поле Бродмана). Обычно сочетается с семантической афазией. В тяжелых случаях больной не может считать, в легких - наблюдаются затруднения или ошибки при оперировании цифрами.

При поражениях доминантного полушария от зоны Брока до зоны Вернике нередко встречается тотальная афазия, при которой утрачивается рецептивная и экспрессивная речь во всех ее проявлениях. Такая патология может наблюдаться при больших опухолях, мозговых инсультах, тяжелых травмах черепа и многих других обширных поражениях головного мозга.

Для наглядности топического диагноза при различных формах афазии разработана схема очагов поражения корковых речевых зон (с учетом функционирования вторичных и третичных полей) (рис. 15).

Приведенные выше характеристики различных форм афазии соответствуют общепринятой классификации афазий, созданой А.Р. Лурия.

С учетом систематизации учебного материала приводим эту классификацию:

1. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия.

2. Акустико-мнестическая афазия.

3. Моторная афазия афферентного типа.

4. Моторная афазия эфферентного типа.

5. Моторная динамическая афазия.

6. Семантическая афазия.

Важно отметить, что каждое речевое нарушение при различных формах афазий имеет свою специфику и зависит от ряда факторов, а именно от:

· локализации очага поражения и его размеров;

· степени тяжести и этапа заболевания;

· характера патологического процесса (сосудистое, опухолевое,

· травматическое поражение головного мозга);

· качества жизни больного и его интеллектуально-характеристических черт и др.

Одной из основных проблем афазиологии является изыскание новых, наиболее эффективных методов восстановления речевых функций с учетом всех перечисленных выше факторов. В связи с этим авторы сочли необходимым привести описание основных этапов и направлений восстановления речи при афазии по В.М. Шкловскому и Т. Г. Визель.*

* Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М. 2000. С. 9-10.

Восстановление речевой функции при афазии носит поэтапный характер. Естественно, что на ранних стадиях заболевания, независимо от конкретной формы афазии, ставится задача включения главным образом непроизвольных, автоматизированных уровней речевой деятельности. В этот период наиболее эффективным оказывается использование автоматизированных речевых рядов, «оречевление» эмоционально значимых ситуаций, «оживление» речевых стереотипов, хорошо упроченных в прежней речевой практике.

Работа с больными, находящимися в острой стадии заболевания, должна быть строго дозирована в зависимости от особенностей общего состояния больного, носить щадящий, психотерапевтический характер. Кроме того, ставятся специальные задачи налаживания контакта с больным, вовлечения его в целенаправленную деятельность. Как правило, для этого используется метод беседы на различные близкие больному темы, а также методы, состоящие в подключении неречевых видов деятельности: простейшего конструирования, срисовывания, лепки из пластилина и т.д.

На последующих этапах заболевания восстановительное обучение проводится с расчетом на все более активное, сознательное вовлечение больного в восстановительный процесс. Для этого применяются перестраивающие методики. Их использование невозможно без перевода работы на произвольный, осознанный уровень. Это не значит, что необходим полный отказ от опоры на речевые автоматизмы, однако основной акцент делается на сознательное усвоение тех или иных приемов компенсации дефекта.

Восстановление речевой функции при любой из форм афазии требует системного подхода, т.е. подразумевает нормализацию всех нарушенных языковых уровней. Однако при каждой из афазичес-ких форм имеются и специфические задачи, связанные с преодолением первичного речевого дефекта.

Афферентная моторная афазия: восстановление артикуляционных схем отдельных звуков и, следовательно, устранение литеральных парафазии, возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков речи.

Эфферентная моторная афазия: восстановление способности к совершению серийных артикуляционных актов. Такая задача требует выработки переключения с одной артикулемы на другую, с одного фрагмента слова на другой. Это в свою очередь тесно связано с задачей восстановления кинетических двигательных мелодий слова и фразы, а также внутренней линейной синтаксической схемы фразы.

Сенсорная афазия: восстановление фонематического слуха, т.е. способности к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе - к пониманию речи в целом.

Динамическая афазия:

1-й вариант - восстановление функции речевого программирования;

2-й вариант - преодоление расстройств грамматического структурирования.

Акустико-мнестическая афазия: расширение слухо-речевой памяти, а также преодоление слабости следов воспринимаемой речи.

Семантическая афазия: устранение импрессивного аграмматизма, т.е. восстановление способности к восприятию сложных логико-грамматических оборотов речи.

Работа по преодолению вторичных расстройств понимания речи, накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма показана при всех формах афазии, поскольку в той или иной мере эти стороны речи страдают при каждой из них. Объем этой работы определяется степенью выраженности того или иного дефекта, его удельным весом в общей клинической картине данного случая афазии.

Алалия

Алалия - системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в возрасте до 2-3 лет (в доречевом периоде), т.е. когда ребенок еще не овладел речью как средством общения. Алалия, как и афазия, подразделяется на моторную и сенсорную. Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи. Ребенок испытывает затруднения в построении предложений, искажает слова (переставляет и пропускает звуки и слоги), активный словарь недоразвит. При моторной алалии наблюдаются также нарушения письменной речи.

При сенсорной алалии при сохранности слуха нарушено понимание обращенной речи, т.е. отмечается нарушение слухового гнозиса.

Ряд авторов (Л.О. Бадалян и др.) отмечают, что моторная алалия зачастую сопровождается и нарушением, недоразвитием сенсорной речи и наоборот. В связи о этим следует говорить о смешанной, или тотальной алалии.

Нарушение экспрессивной речи (моторная афазия) . Беглость речи определяется скоростью, качеством и легкостью речевой продукции.

В случае нарушения беглости речи вербальная производительность ограничена (> 50 слов/мин.), длина фраз уменьшена (от одного до четырех слов в одной фразе), речевая продукция затруднена, артикуляция часто бедная и мелодичность речи (просодия) нарушена. При нарушении беглости речи говорящий часто предпочитает использовать имена существительные и глаголы, опуская небольшие соединительные слова («телеграфный» стиль речи).

Напротив, при беглой речи вербальная производительность значительная (и иногда может быть даже более обильной, чем обычно), длина фраз нормальная, речевая продукция не затруднена и мелодичность речи не нарушена.

Анатомические соотношения . Нарушение беглости речи указывает на поражение речевого центра в лобной доле кпереди от роландовой борозды. Беглая речь указывает на интактность данного центра. В. Нарушение понимания речи (сенсорная афазия).

Нарушение способности понимать устную речь варьирует от полного непонимания простых выражений, состоящих из одного слова, до скрытого нарушения способности воспринимать полный смысл сложных выражений. При неформальной беседе больной с афазией часто пользуется жестикуляцией, интонацией речи и окружающей обстановкой для дополнения понимания содержания своих выражений. Врач может недооценить степень нарушения понимания речи, если ему не удастся определить степень нарушения понимания больным речи без невербальных подсказок.

Анатомические соотношения . Нарушение понимания отражает повреждение височно-теменных речевых зон позади роландовой борозды. Сохранность понимания указывает на интактность этих зон. (Понимание грамматических конструкций является важным исключением из этого правила. Аграмматизм связан с поражением речевых зон в нижней лобной извилине).

Расстройство повторения.

Повторение в устной речи лингвистически и анатомически является особой функцией, У большинства больных нарушение повторения происходит параллельно с расстройством других речевых функций. Однако относительно изолированное нарушение повторения иногда может быть доминирующим клиническим симптомом (кондуктивная афазия). У других больных повторение может быть сохранено, несмотря на выраженное нарушение спонтанной речи (транскортикальная афазия). Иногда у таких больных обнаруживается эхолалия - отчетливая тенденция к повторению всех услышанных фраз.

Анатомические соотношения. Нарушение повторения указывает на повреждение речевой зоны вокруг сильвиевой борозды. Сохранность повторения свидетельствует об интактности этой зоны.

Парафазии.

Подмена нужного слова неправильным называется парафазией .
Литеральная или фонематическая парафазия характеризуется искажением только части слова, например, когда вместо «ручка» пациент произносит «тучка» или «кучка».

При вербальной или глобальной парафазии необходимое по смыслу слово целиком заменяется неправильным, например, когда «яблоко» становится «апельсином» или «велосипедом». При семантической парафазии необходимое по смыслу слово и его замещающее принадлежат одной семантической группе («апельсин» и «яблоко»). Беглая речь, засоренная большим количеством вербальных парафазии, называется «жаргонной».

Парафазия-неологизм наблюдается, когда совершенно новое слово, не входящее в словарный запас говорящего, подменяет необходимое по смыслу.

Анатомические соотношения . Парафазии могут появляться при локализации очагов повреждения в любых отделах речевой зоны и не имеют важного топико-диагностического значения. Фонематические парафазии наиболее характерны для поражения лобных речевых зон, в то время как глобальные парафазии - для височно-теменных.

Затруднения в подборе слов (аномия).

Подбор необходимого слова из словарного запаса почти всегда страдает при афазии. У больных может достаточно часто наблюдаться заикание при спонтанной речи во время подбора слов.

Многоречивость обнаруживается, когда больные говорят «вокруг да около» слов, которых они не могут подобрать, давая этим словам длинные определения или описания.

Анатомические соотношения . Затруднения в подборе слов появляются при локализации очагов повреждения во всех речевых зонах доминантного полушария и имеют незначительное топико-диагностическое значение.

Чтение и письмо.

В большинстве случаев афазии нарушение чтения (алексия) и письма (аграфия) наблюдаются параллельно с расстройством восприятия и продукции речи. Иногда может возникнуть изолированное расстройство чтения, письма или обеих функций при сохранной речи.

Анатомические соотношения . Корковые центры чтения и письма располагаются как в речевых зонах вокруг сильвиевой борозды, так и в дополнительных функционально-специализированных зонах. Для осуществления функции чтения необходим высокий уровень процессов зрительного восприятия в затылочной и нижней теменной долях коры головного мозга. Письмо зависит от зрительного обеспечения нижней теменной доли и моторной производительности лобной доли.

Парафазия – это расстройство речи, характеризуется утратой смысла речи, нарушением ее грамматического строя, неправильным использованием звуков и слов, их искажение. Входит в группу симптомов различного вида афазий.

Афазия – это системное нарушение уже развитой речи из-за локальных поражений головного мозга. Причинами афазий являются нарушения кровообращения головного мозга, травмы, опухоли или инфекционные заболевания головного мозга.

В некоторых источниках встречаются также термины парафразия или баттаризм и используются как синонимичные, но логопедами эти термины разделяются. Парафразия – это нарушения темпа речи, прежде всего. Речь больного поспешна, в словах много ошибок, первоначальный смысл фраз утрачивается при этом и плохо понимается окружающими. В речи сильно нарушается синтаксис.

Больные, заменяя одни слова другими совершенно не осознают своих ошибок речи и не замечают, что их высказывания непонятны окружающим. При парафазии люди могут произносить слова, но употребляют их неправильно. Академиком Бехтеревым это явление описывалось как транскортикальная парафазия . На анатомическом уровне это происходит из-за того, что сигналы ЦНС не доходят до корковых речевых центров, происходит перерыв между проводниками. Вследствие этого утрачивается функция регуляции и контроля речевых проявлений при сохранном корковым моторном центре.

Двигательный речевой центр можно искусственно активизировать при этом. Так как он не может работать только из-за перерыва между проводниками сигналов. То есть если больному подсказать начало слова, он в состоянии будет его продолжить. Это возможно при транскортикальной афазии. При корковой афазии это невозможно. Так как в этом случае поврежден двигательный речевой центр.

Парафазия как патология речи является скорее следствием развития различного вида афазий. А не отдельным нарушением речи. Специалисты обычно разделяют эту патологию на три вида:

  1. Вербальная парафазия рассматривается как употребление неправильных слов.
  2. Литеральная парафазия представляется собой использование в речи неправильных отдельных звуков в словах.
  3. Зеркальная парафазия характеризуется воспроизведением слов в середине справа налево.

Успех борьбы с парафазиями будет зависеть от первичного нарушения (вида афазии) и степени сохранности работы отделов головного мозга, отвечающих за развитие речи и ее отдельные процессы.

Вербальная парафазия . Является частым «спутником» акустико-мнестической афазии. В этом случае больные заменяют слово другим, исходя из контекста общей фразы. Например, словао стул заменится словом стол. Или наоборот. Но выбор слова по контексту диктует необходимость отбора среди близких по нескольким признакам слов, но все же разных по смыслу. Также вербальная парафазия характеризуется нарушением механизма отбора нужных слов.

Пациенты легко заменяют одно слово другим исходя из контекста, но без осознанного выбора среди нескольких слов, подходящих по контексту – например, вместо слова чемодан используют слово шкаф, опираясь только на общие признаки между этими предметами – в них можно складывать вещи, к примеру. Или «Ребятенок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчинялся пастуху» (из учебника по логопедии). Сама по себе вербальная парафазия не является отдельным нарушением и не проявляется отдельно в чистом виде. Больные неправильно употребляют местоимения, существительные, глаголы.

Литеральная парафазия . Больше свойственна для сенсорной афазии и моторной афазии. Больные заменяют отдельные буквы в словах на другие, иногда схожие по звучанию (б на п, з на с и т.д.), либо похожие по способу произношения (н на л). Возможны пропуски звуков, добавление новых. Нарушения наблюдаются при письменной и устной речи, повторении слов по инструкции. Например, голос – колос, голс, холос и т.д. Э.С. Бейн считал, что литеральная парафазия является симптомом начального этапа восстановления.

Зеркальная парафазия . В данном случае слово дробится на три части – первая и последняя произносятся правильно, а средняя справа налево. Иногда зеркальность проявляется в начале слова (пакет – капет). Больной часто даже такие свои слова читает правильно и никак не может понять в чем его ошибка.

Общая картина парафазий

Речь больных отличается неразборчивостью. Они быстро говорят, но в процессе говорения пропускают слова, в словах звуки и т.д. Рассказ длиною в десять предложений они укоротят до 4-5. Объем кратковременной памяти часто снижен – из 10 предъявленных слова воспроизводят 3-4, хотя нормой считается 7, некоторые люди могут запомнить больше слов после первого предъявления. Пациенты страдают от серьезных нарушений дикции, дыхание у них часто сбивается. Бывает, что повторяют услышанные слова или фразы. Больному с большим трудом удается подбирать для выражения своих мыслей слова, выстраивать фразы и предложения. Темп речи нарушен. Скорость говорения растет, а качество воспроизведенной речи ухудшается.

Парафазии редко бывают в чистом виде, чаще у больного их несколько форм, с различной степенью выраженности. В легких формах парафазия форму фраз искажает в меньшей степени, чем общий смысл высказываний. Плохо контролируются физические процессы звукопроизношения. Концентрация внимания снижена, из-за этого человеку плохо удается выстраивать синтаксически правильные предложения. Иногда праворукие больные начинают вдруг писать левой рукой, делая это спонтанно и неосознанно, сделать это осознанно они отказываются и не понимают зачем это делать.

Возникновение парафазии и ее характер выражения, особенности построения речи зависят напрямую от ситуации, в которой находится человек и от общего смысла слова, какой вкладывает в него больной. Например, если он находится в комнате, где есть провода, он может воспользоваться словом «кабель», вместо провода. Больные затрачивают много усилий на построение своей речи, они часто слишком внимательно прислушиваются к высказываниям окружающих и пытаются говорить сами правильно. При моторной афазии парафазии больных обычно устойчивы, повторяются многократно. При сенсорной наоборот, одно слова может произноситься в различных вариациях. Механизм парафазий изучается в зависимости от ситуации и нахождения в ней больного. Сложные фразы плохо поддаются больным, они их стремятся укоротить и упростить. Спонтанная речь парафазикам удается лучше, чем целенаправленные ответы на вопросы.

Лечение парафазий

Для начала необходимо понять причину возникновения парафазии, чтобы с учетом этого выстраивать коррекционную работу. Важна первичная индивидуальная диагностика речи больного. В ходе нее выясняется глубина нарушений, особенности речи, основные трудности в речи. При работе нужно создать спокойную обстановку, больные с парафазией очень беспокойные. Важно бороться с их торопливостью в речи, так как из-за нее качество речи существенно снижается. Деление парафазий на литеральные и вербальные чисто условно, зачастую у больного в речи наблюдаются оба вида, переплетаясь в одной фразе.

Работа по восстановлению речи в логопедии выстраивается на основе сохранных функций речи. Нарушенные функции восстанавливают постепенно. Иногда после значительного прогресса можно наблюдать видимое ухудшение – больной начинает почему переставлять буквы в слове, при этом свое состояние описывают как спутанное, стремятся сделать быстро и правильно, но даже сами пациенты сами рассказывают, как в их голове происходит смешение и перестановка букв.

Постепенно преодолевается вербальная парафазия путем записи логопедом слов, проговариваемых больным неправильно, тщательно изучается механизм построений парафазий. Потом эти слова многократно повторяются при помощи специальных упражнений. Обсуждаются отдельные слова, группы слов по категориям, их признаки и т.д. Важно восстановление письменной речи через построение небольших рассказов по сюжетным картинкам.

Звуко-буквенный анализ слов важен при работе по восстановлению чтения и последующей отработки правильного произношения путем многократного произношения слов. Так преодолевается литеральная парафазия и тренируется слуховая, зрительная память, фонематический слух. В любом случае, работа и подбор логопедических методик зависит от индивидуальных нарушений больного.

замена нужного звука (или буквы) другим звуком (или буквой), что приводит к искажению слова, один из симптомов афазии. Характер замены зависит от формы афазии. При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв). Так, звук с заменяется звуком з, б - п и т. д. При афферентной моторной афазии заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения (т. е. близкие артикулемы). Напр., звук л заменяется звуком н, м - б или п и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи (см. Парафазия; Вербальная парафазия). Восстановление высших психический функций - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Теоретической базой В. в. п. ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе, прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с другой стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций. Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьв, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн, Н. Н. Трауготт и др.). Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления. А. Р. Лурия и его учениками (Д. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др. Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности, роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Л. С. Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительных образов. Дальнейшее развитие данного направления в нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение эмоциально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций путем корригирования изменений личности больного. Современная практическая работа в области нейрореабилитации, которая проводится в различных научно-практических центрах России, базируется на общих теоретических представлениях А. Р. Лурия о системной психологической и мозговой организации психических функций. Эти идеи легли в основу системы комплексной нейрореабилитации, разработанной В. М. Шкловским и его сотрудниками и успешно применяемой в Центре патологии речи в Москве и в др. городах России. Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. и их применения на практике связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области клинической психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологических методов В. в. п. ф.

Вербальная парафазия - болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико - мнестической афазии - . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово стул).

  • - Этимология. Происходит от лат. littera - буква и греч. para - возле, около + phasis - речь. Категория. Нейропсихологическое нарушение. Специфика...
  • - Вербальная парафазия - болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико - мнестической афазии - . Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле...

    Психологический словарь

  • - Литеральная парафазия - замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии - и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной...

    Психологический словарь

  • - нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную парафазии...

    Психологический словарь

  • - Искажение отдельных элементов речи – замены слов в устной речи другими, близкими по смыслу или звучанию и пропуски, замены, перестановка отдельных звуков в словах, приводящие к их искажению...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - искажение отдельных элементов речи при афазии...

    Большой медицинский словарь

  • - П., проявляющаяся заменой слов другими, обычно близкими по звуковой характеристике...

    Большой медицинский словарь

  • - замена требуемых звуков речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.: литеральную и вербальную...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - болезненное явление, чаще всего встречаемое при афазии акустико-мнестической. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно поле ассоциативное...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - см. Расстройство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - парафаз"...

    Русский орфографический словарь

  • - одна из форм нарушения речи - перепутывание слов, слогов, букв в слове, слов в предложении...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 нарушение...

    Словарь синонимов

  • - Форма афазии: перестановка или замена в устной речи букв или слогов слова, слов в предложении, а тж. соскальзывание в сторону родственных обозначений; развивается при поражении речевых зон головного мозга...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Вербальная Парафазия" в книгах

10.4. Вербальная коммуникация

автора

10.4. Вербальная коммуникация

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

10.4. Вербальная коммуникация Если гортань животных не приспособлена для произнесения звуков человеческой речи, то это не значит, что нельзя использовать другие языки коммуникации. Такими языками коммуникации и стали языки-посредники, наиболее известные из которых –

Встречи и вербальная коммуникация

Из книги Менеджерами не рождаются. Непростые уроки достижения реальных результатов автора Свайтек Фрэнк

Встречи и вербальная коммуникация Вполне конкретная проблема, с которой сталкиваются многие менеджеры, состоит в неспособности четко и исчерпывающе выражать свои идеи в ходе ежедневных встреч. У подобных мероприятий может быть множество разновидностей, но чаще

1. Вербальная вовлеченность

Из книги Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса автора Мердок Мэттью

1. Вербальная вовлеченность В виртуальном классе отслеживать невербальные проявления обучающихся невозможно, но вы можете обеспечивать их вербальную вовлеченность. Если мы выкрикнем: «Марко!», какой будет ваша реакция? Если вы родились в США или в большинстве других

Вербальная и невербальная информация

Из книги Секрет целительства Рэйки автора Адмони Мириам

Вербальная и невербальная информация Знания, которые получают ученики на семинарах Рэйки, складываются из двух уровней – вербального и невербального. Второй уровень – это основа учения Рэйки, передаваемая при настройках. Конечно, никаких письменных материалов

Ментально-вербальная магия

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Ментально-вербальная магия В отличие от ментальной магии, где работа осуществляется только силой мысли, в ментально-вербальной магии мыслеобраз обязательно подкрепляется и фиксируется словом. В данном случае слово является «ключом» для входа в информационные поля и

Вербальная магия

Из книги Многомерная модель человека. Энергоинформационные причины возникновения заболеваний автора Пейчев Николай

Вербальная магия Вербальная магия – это мыслеформы, помещенные в звуковые коды, т.?е. наши слова. Каждая буква и каждое слово имеет свой информационный код, свою силу и выход в информационные поля.Все, о чем мы подумаем, скажем, кому что-то пожелаем, обязательно

1. Вербальная цитата

Из книги Способы создания миров автора Автор неизвестен

Вербальная и визуальная информация

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Вербальная и визуальная информация Прежде чем браться за транскрибирование, необходимо уяснить, что при механическом переводе устной речи в графическую форму исследователь не может записать словами больше, чем он услышал, однако то, что он увидел в жестах или заметил в

Вербальная нота

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Вербальная нота ВЕРБАЛЬНАЯ НОТА (лат. verbalis - словесный; в дипломатическом обиходе означает бумагу, которая должна быть принята во внимание) - наиболее распространенная в современной дипломатической практике форма дипломатической переписки и дипломатических актов,

Вербальная нота

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Вербальная коммуникация

Из книги Ключи к партнеру. Искусство и техники продаж автора Асеев Алексей

Вербальная коммуникация Прямая речь, которую мы слышим от других людей, обычно усваивается нами не более чем на 15–20 %. Конечно, вербальная коммуникация необходима при любой продаже, но ее эффективность не стоит переоценивать. Недавно я разговаривал с коллегой – мы

Вербальная коммуникация

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Вербальная коммуникация В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает человеческая речь, т. е. естественный звуковой язык.Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это совокупность слов, входящих в состав

Вербальная суггестия

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Вербальная суггестия Психолингвистика речевого воздействия составляет основную часть научной проблематики социально ориентированного общения. Не вызывает сомнения постулат, что это воздействие есть преднамеренная (или не преднамеренная) перестройка смысловой сферы

Вербальная память

Из книги Память и мышление автора Блонский Павел Петрович

Вербальная память 1. Предварительные критические замечания. Со времени Эббинтауза принято требовать, чтобы при экспериментальном изучении памяти материал, подлежащий заучиванию, был таким, по отношению к которому все испытуемые находились бы в равных условиях. Таковы,