Все о тюнинге авто

История средневековых щитов (23 фото). Круглый щит с локтевым хватом

Если меч на глубоком уровне олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность, оружие мудрости, отсекающее невежество и мечем охраняются границы понимания, то щит это символ защиты этих границ. Например у Ахилла был волшебный щит, выкованный Гефестом. Гефест изобразил на щите всю вселенную. Своего рода понимаемый им мир, на котором Ахилл мог найти любое место на земле и на небе. Никому из смертных не под силу было пробить его ни мечем ни копьем. То есть щит служил ему для защиты всего миропорядка, и ни чей всепроникающий разум не мог пошатнуть и разрушить этот осознаваемый им мир. Но как мы знаем он был поражен в пяту (пять основных органов восприятия), тем самым была нарушена прямая связь с восприятием этой вселенной вследствие чего искажается и понимание и мир рушится изнутри.

Щит это своеобразное поле осознанности что-то вроде перечня познанного, а вокруг хаос непознанного и темноты. Так, обладатель этого поля смотрит вовне лишь через отражение своего сознания тем самым фильтруя, непознаваемую бесконечность, которая несет в себе разрушительную угрозу. Фильтры это своеобразная плотина пропускающая безмерность в определенной мере, согласно внутренним устоям. Именно так поступил мифологический Персей, избегая смертоносного взгляда Медузы горгоны, следил за ее отражением в зеркальном щите.

Так в славянских мифах солнце представляло собой огненно-золотой сверкающий щит Даждьбога. Благодаря его сиянию на земле есть свет и тепло. Даждьбог защищает и оберегает мир от темных сил.

Каплевидный щит - оружие богатырей из русских сказок, такие же щиты часто изображались в летописях. Их красный цвет, цвет огня и силы, а также солнечная символика, призывает на помощь силы света. Благодаря своей отваге воин не одинок в битве, его щит - символ божественного покровительства.

В рыцарских традициях щит символизирует предназначение самого рыцаря: подобно щиту, он должен служит защитой всех благородных дел. Именно поэтому герб рыцаря изображался на щите. Щит рыцаря В аллегорической живописи Ренессанса щит принадлежит целому ряду добродетелей.

На щите Стойкости вздыбился лев - символ отваги и невозможности отступить. Чистоту- целомудрие охраняют два царственных льва с золотыми щитами. Золотые щиты и львы - символы силы, присущей чистой душе, и одновременно покровительства небес.

Щит — главное оборонительное оружие древнего воина, надежно прикрывавшее его от вражеских стрел, копий, мечей и сабель, символ защиты, победы, славы и воинской чести. Мать спартанца, провожая сына на войну, напутствовала его: «Со щитом или на щите», что означало: «Победа или смерть!» Вывешенный щит — знак победы и обладания. Так поступил князь Олег, повелевший вывесить свой щит на воротах покоренного им Царьграда.

Довольно часто «щитом народа» называли принцев и великих людей, которые должны выступать как защитники общего блага.

Значимость цвета. Несложно догадаться, что важна даже мельчайшая, казалось бы, незначительная деталь, без которой смысл символа изменится в корне. значение цветов рассматривается как в совокупности, так и по отдельности друг от друга. Мистические особенности тех или иных явлений и существ, в которых возможно разглядеть скрытый смысл и некое божественное откровение в окружающем мире, цветам придается особое значение. Значение цветов особенно велико, поскольку именно на них в первую очередь обращается внимание. Цвет дополнительно характеризует смысл. Золото помимо привычного свидетельства роскоши и богатства, данный цвет несет в себе и другую информацию. Использование золота свидетельствовало о принадлежности к ЗНАТьНОМУ роду в мифологии к королевскому, и царскому или БОГатому роду. Так, наличие на щите золотых элементов часто свидетельствовало о наличии солярной составляющей, которая считалась признаком возвышенности, величественности рода.

Серебро Если в предыдущем случае была очевидная отсылка к солнечному свету, то мягкий серебристый оттенок представляет светило ночное. Помимо этого, этот цвет говорит о чистоте рода, его высоком происхождении и особом доверии со стороны вышестоящих. Серебро всегда говорило об избранности.

Алый Червленые щиты любили представители воинствующих родов. Именно оттенки красного говорили о храбрости, непоколебимости и могуществе носителей. Это цвет огненный, мощный. К слову, в славянской культуре даже существовал обычай червления щитов перед боем путем окропления собственной кровью. Это не только устрашало врагов, но и обеспечивало мощную защиту для самого носителя.

Голубой цвет в говорит о приверженности носителей вечным идеалам красоты Лазурный оттенок на щитах должен был свидетельствовать о ясности суждения, безупречности и элитарности.

Чернь Данный цвет щитов говорит не только о трауре, но и о глубокомыслии, рассудительности, благородстве носителя. Как правило, данный цвет наносится перпендикулярными линиями по всей поверхности.

Очень часто на щитах изображают животных, чьи отличительные особенности должны были поведать окружающим о характере владельца. Среди животных, которые наиболее часто встречаются в символике, стоит отметить льва, леопарда, орла. Значение животных обычно сводится к отождествлению волевых и героических качеств. Так, к примеру, лев традиционно считается символом мужества, отваги и великодушия. Альтернативой льву часто выступает леопард. Чаще всего лев изображается на щите один, однако иногда можно встретить изображение нескольких зверей. Таких львов принято считать львятами.

Со щитом может быть связана и негативная символика. Так, брошенный в бою щит символизировал поражение, а опрокинутый или разломанный на куски - являл собой унизительный знак несмываемого бесчестья и позора.

В мифологии щит верой и правдой служил и бессмертным небожителям, и смертным героям. На щите Нейт, божественной покровительницы египетского города Саиса, были изображены перекрещенные стрелы; щит Уицилопочтли, верховного бога ацтеков, отличали пять меховых шариков; его соотечественнице, «Соляной женщине» Уиштосиуатль, принадлежал ослепительно-белый кожаный щит, а славянскому Даждьбогу в качестве золотого щита служило само солнце. И все же самым замечательным мифическим щитом, эгидой, владел повелитель олимпийских богов. Щит Зевса был обтянут шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей будущего Громовержца своим молоком. Рогатая кормилица и после смерти трогательно заботилась о воспитаннике - ее шерсть сделала эгиду непробиваемой. Вместо ум-бона Зевс поместил в центре щита голову ужасной змеевласой Медузы горгоны, приводившей в смятение и трепет даже бессмертных. Усмирив всех богов и титанов, властитель Олимпа подарил эгиду своей воинственной дочери Афине. Символика необыкновенного щита Зевса жива и поныне: современное выражение «находиться под эгидой» намекает на высокое покровительство и надежную защиту.

В мифах и сказаниях многих народов фигурируют самые разнообразные и удивительные щиты. Персей, избегая смертоносного взгляда Медузы горгоны, следил за ее отражением в зеркальном щите. Афина соорудила щит из кожи сраженного ею титана Палланта. Древнерусский сказочный витязь Еруслан Лазаревич вступил в единоборство с Зеленым царем, обладателем огненного щита. Китайский первопредок Чжуань-сюй был избавлен от необходимости добывать себе воинское.снаряжение - он родился хотя и не в рубашке, зато со щитом и копьем на голове.

В религии языческих народов особый культовый щит почитался как священный знак божественного покровительства. Римляне, например, хранили в царском святилище сразу 12 таких щитов. Один из них, согласно древнему преданию, упал с неба, сделавшись наглядным залогом непобедимости Рима, а остальные 11 представляли собой его точную копию. Эти копии были выполнены искуснейшим кузнецом Мамуррием по заказу мудрого царя Нумы Помпилия, опасавшегося того, что враги могут выкрасть бесценную реликвию. После смерти царя и кузнеца, знавших секрет божественного щита, уже никто не мог отыскать подлинник среди дубликатов, поэтому все 12 щитов признавались равно священными. За их сохранность отвечала специальная коллегия из 12 жрецов-салиев. Римские полководцы перед походом обязательно посещали святилище и, коснувшись рукой драгоценных щитов, взывали к богу войны Марсу о ниспослании победы над врагами.

Свои священные щиты имелись и у других народов. Урарты посвятили главный храм, так называемый «Дом Щита», верховному богу неба Халди. Обитатели минойского Крита, судя по многочисленным изображениям в Кносском дворце, почитали особый двойной щит - с перехватом, в форме восьмерки. Балтийские славяне хранили на стене святилища в Вольгасте щит с золотыми бляхами, принадлежавший некогда воинственному богу Яровиту. В дни миракщитуЯровита было запрещено прикасаться, а в случае войны жрецы несли его впереди войска. Располагали подобной реликвией и христиане, поклонявшиеся белоснежному щиту Иосифа Аримафейского, на котором святой собственной кровью начертал крест - эмблему Воскресения.

В истории рыцарской символики щит, являвшийся полем для герба, сыграл самую главную роль. Щит был чем-то вроде послужного списка, открытого для всех и каждого, так как на нем отражались все заслуги и проступки его владельца. В рыцарском щите, словно в зеркале, отражались все прегрешения его хозяина. Со щита стирали какие-либо части герба или весь герб целиком; на него наносили перечисленные выше символы бесчестья; привязывали опрокинутым к позорному столбу; а за наиболее тяжкие преступления рыцаря палачи принародно разламывали его щит на куски.

В геральдике щит служит основой для герба. Геральдические щиты, ведущие происхождение от настоящих, исторических щитов, различаются по форме. К классическим геральдическим щитам относятся следующие:

амазонский - полукруглый щите двумя выемками сверху;

восточный - круглый щит;

варяжский - треугольный, суживающийся книзу;

раннеготский - треугольный, со скругленными верхними краями, вытянутый книзу;

итальянский - овальный щит;

испанский - квадратный, с выгнутым и закругленным нижним краем;

французский - квадратный, с сердцевидной скобкой снизу;

польский- квадратный, отличается от французского лишь скошенными верхними углами и плавными выемками по бокам щита;

немецкий - красивый фигурный щит с глубокими выемками и завитками;

русский - миндалевидный щит, в настоящее время используется в личных гербах и в корпоративной геральдике.

В мифологии щит и меч символизируют солнечный диск и лучи, Бога-отца и Бога-судью, границу разума и его части, воплощая меридиан, рассекающий экваториальный круг на две равные половины - западную и восточную. Это символическое пересечение - отправная точка, с которой Солнце, согласно древней концепции, начинало дневное движение вокруг Земли.

Щит накрывал ритуальные чаши, охранял часовни, священные деревья и животных.

В Писании Бога часто называют щитом народа своего. «Я щит твой», - говорит Господь Аврааму, а автор Псалмов говорит: «Благосклонностью своею ты окружишь его, как щитом. Любовью своею и благодатным твоим Провидением сохранишь его во всяком деле.»

Щит символизирует божество, слово Господне, веру, спасение, добродетель, чистоту; рыцарское благородство, оборонительное оружие, охрану, защиту, заслон, силу, битву, стойкость, победу; истину, мудрость, мир, верность, доверие, поддержку.

Библия говорит о двух видах щитов: 1) небольшие, круглые, деревянные, обтянутые кожей, защищающие от стрел из лука и 2) большие, металлические, против дротиков и копий, а также «огненных» выплесков, бросков, ведь при осаде крепостей, городских стен, осажденные использовали горящую смолу. Щит - охрана, защита, божественное покровительство. Господь Бог Авраму: «… не бойся, Аврам; Я твой щит» (Бытие 15: 1). Во многих местах позже библейское слово «щит» переводили, как латинское слово: «protektor», то есть «закрывающий», «защищающий». Щит - слово Господне. «Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него» (Псалом 17: 31). Щит - спасение. «Ты дашь мне щит спасения твоего» (Вторая книга Царств 22: 36). Щит освященный - помазанный елеем, мирром. «… там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем» (Вторая книга Царств 1: 21). Щит - защита героя, оружие властелина, силача. «Шея твоя, как столп Давидов, /… / тысяча щитов висит на нем, все щиты сильных» (Песнь песней 4: 4). Щит Давида - шестиугольная звезда. Щит - верность, истина. «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его» (Псалом 90: 4).

И в заключенье: Рука щита - левая; правая же - для копья, меча.

Привел нас к тому, что мы должны провести разъяснение о роли щита в средневековом обществе, его формах и типах.

За основу в данной статье, будут взяты материалы фундаментальной работы: Вендалена Бехайма «Энциклопедия оружия» .

Материалы, применяемые при производстве щитов средневековья:

Как мы увидим ниже, основным материалом производства щитов было:

— Дерево, обтянутое кожей ;

— Иногда использовались бронзовые накладки;

— В ранних щитах применялись металлические умбоны и металлические полосы для усиления щита и гвозди.

поверх накладывался тонкий меловой грунт , на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Изредка, встречались металлические щиты .

Как указывает В.Бехайм, первые щиты средневекового общества, например, у германцев были весьма просты. В общем виде они походили на щиты, применявшиеся в римских легионах, но при четырехугольной форме были менее выгнуты. Сделанные из ивовых прутьев, они были обтянуты мехом, обычно волка. Обтянутые мехом щиты применяли до XIII века. От этого обычая происходит в средневековье «геральдический мех» (фр. fêh).51).

Der Mittelalterliche Reiterschild

Щиты во времена Карла Великого были большей частью из дерева, обтянутого кожей и усиленного железными полосами . Всадник имел легкий, деревянный, круглый или заостренный книзу щит с железными полосами на гвоздях . В центре была прикреплена выпуклость - умбон (нем. Schildnabel). Носили щит на левой руке, за широкий ремень, в который продевалась рука.

Пеший воин носил большой миндалевидный, высотой более метра, сильно изогнутый деревянный щит, который по краям и в середине усиливался перекрещенными и обитыми крепкими гвоздями железными полосами .

Норманнский щит делался из дерева с меловой грунтовкой , узкий, внизу заостренный, а вверху закругленный, может рассматриваться как прообраз всей позднейшей формы щитов средневековья.

Щиты XI и XII веков имели значительную длину. Забота о крепости щита привела к тому, что его делали сильно выпуклым и снабжали железными накладками .

XIII века: Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли .

Стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese). Эти щиты были из дерева и обтягивались кожей, поверх накладывался тонкий меловой грунт , на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Дерево кожа — Павеза

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро .

Купить мастерской

Устройства и внешний вид щита эпохи викингов, древнерусского щита

Большое количество найденных археологами элементов от круглых щитов, а иногда и практически целых щитов (скандин. skjöldr ) в основном в странах Скандинавии, а также, на землях Древней Руси, предоставляет нам возможность, достаточно точно описать внешний вид и технологию производства круглых щитов эпохи викингов.

Описание круглого щита:

Размеры окружности щита — в среднем, диаметр щитов составляла 80-90 см.

Поле щита имело плоскую поверхность и состояла
из досок разной ширины из древесины хвойный породы — ель, сосна, пихта. Также, существует литературное упоминание досок из липы. Толщина планок (досок) была разной, в среднем от 6 до 10 мм. У некоторых щитов, наблюдается изменение толщина планки от центра к краю, иногда край имел толщину в 3 мм.

Доски каким то обзорам скреплялись, по видимому использовался какой то клей (костяной клей?), возможно доски сбивались между собой.

Дополнительно, доски связывались при помощи . Но как показал мой опыт реконструкции подобного щита, основная роль в связывании досок щита приходилась на рукоять щита, которая проходила через все планки. Именно рукоять давал жесткость доскам (из опыта работы над щитом) и только затем жесткость щиту придавалась умбоном, обтяжкой поля и окантовкой краев. Рукоять щита, как правила выполнялась из древесины, в некоторых вариантах в нее вставляли металлические пластины с различными узорами.

Поля щитов, как правило покрывалась кожей. Иногда покрывалась только наружная часть щита, иногда обе.

Особое место в щите занимала металлическая деталь щита — умбон . Это центральный элемент
щита выполненный из металла (существуют упоминания и о деревянных умбонах (Tirskom, Латвия)) дискообразное выпуклое изделия, основной задачей которого была защита кисти война удерживающего щит. Из-за конструкции щита, взяться за рукоять можно было только по центру, где находилось сквозное отверстие, прикрытое металлическим умбоном, который и выполнял роль защиты кисти руки. Дополнительная функция умбона, скрепление досок для их большой жесткости. Умбон, это одна из самых распространенных деталей щита, которые находят археологи.

В среднем диаметр умбона составлял 15 см, толщина стенки 2-5 мм. Умбон устанавливался либо на гвозди, который потом сгибались с другой стороны, либо на своеобразные заклепки.

Умбон имел две формы – ранний вариант умбона (высокий купол и четкую «шею»(шейку, перехват)) и поздний вариант – низкий купол без «шеи».

Окантовка щита — как показывает исследование сохранившихся щитов, на их краях были найдены отверстия, которые с уверенностью дают нам возможность говорить, о существования окантовки. Она была выполнена из кожи, в местах стыков кожи, устанавливалась металлическая пластинка, которая декорировала стык и защищала окантовку от разрыва в местах стыка. Окантовка крепилась к щиту либо с помощью гвоздей, либо при помощи шнуровки.

Так же щит имел несколько металлических деталей — проушены для кожаного ремня, который использовался для переноски щита, а также для того, чтобы во время боя иметь возможность перебросить щит за плечо и использовать оружия двумя руками. Подобный способ ведения боя указывается во многих сагах.

Украшение щита:

Многие литературные, изобразительные и археологические источники указывают на то, что щиты были окрашены, либо имели рисунки. Предполагается что основными цветами щитов были черный, желтый, синий и красный цвет. Так, например Кирпичников указывает на то, что при раскопках в Гнездова, несмотря на то, что щит не сохранился, можно было увидеть его круглую форму, а также констатировать присутствие окраски в красный цвет. Что сопоставимо и с европейскими источниками, согласно которым. красный цвет щитов применялся часто. Кроме одноцветного окрашивания, древние мастера могли наносить и художественный рисунок.

Особенности использования:

Щит как правило не представлял собой, какой то вариант защиты останавливающий удар противника, скорее всего, щит предназначался для встречи удара оружия противника и распределения его силы на большую площадь щита, для «смягчения» удара. Воин мог использовать щит для эффективной защиты во многих направлениях. Многие травмы полученные участниками битв времен эпохи викингов указывают на то, что щит эффективно прикрывал тело война и основные смертельные и травмирующие удары приходились на ноги и голову.

Древнерусский круглый щит, особенности:

Заслуженный эксперт в области оружия и доспехов раннего средневековья Кирпичников А.Н. начинает свое повествования об история древнерусского щита, цитатой из литературного первоисточника: «Повести временных лет» — «И повеси щит свой ввратех, показуа победу «. Тем самым, можно говорить о том, что щит в Древней Руси был широко распространенным видом оборонительного комплекса вооружения древнего русского воина. Одной из особенностей истории ранних щитов, можно отнести тот факт, что не сохранилось ни одного сохранившегося варианта (Кирпичников). Единственный щит, форму которого можно было отследить был найден в Гнездова, форма его была круглая, диаметр окружности 1 метр, что вполне соотносится с размерами щитов из Скандинавии. У найденного щита имелся умбон, металлические детали с проушинами, за которые цеплялся ремень щита используемый для переноски. Также было найдено несколько металлических пластин, которые по все видимости использовались для усиления края щита. Предположительно, окантовка данного экземпляра была кожаной, но она имела большое количество пластин усиливающих края окантовки щита. Также, как писалось ранее, были найдены пигменты красного цвета, что указывает на окраску щита в красный цвет.

Как сам Кирпичников указывает, щит этот имел все схожие параметры щитов найденных в Скандинавии и Латвии. Данный вид щита, по всей видимости широко использовался на всем протяжении X в. Северной и Восточной Европе. Найденные умбоны щитов славян вполне попадают под типологию умбонов Скандинавских круглых щитов.

Большое количество художественных упоминаний щитов круглой формы, позволяет сделать вывод о их широком распространении на территории Древней Руси. По всей видимости, щиты круглой формы активно использовались на протяжении всего X века, затем на смену круглым щитам, пришли миндалевидные шиты.

Страны Скандинавии и Древняя Русь являлись теми территориями, где круглый щит скандинавского типа, широко употреблялся. Возможно, большое влияния на распространение щитов на территории Древней Руси играли викинги, который постоянно странствовали по речному пути из варяг в греки. Так, щит из Гнездова, вполне может иметь Скандинавское влияние, возможно и происхождение. Как известно, Гнездова одна из крупнейших стоянок викингов на землях Древней Руси.

Скандинавский щит — это один из интереснейших образчиков средневекового вооружения, и именно по этой причине, ремесленники мастерской «Зброевый фальварк» с удовольствием посвятили свое время попытке реконструкции (с элементами стилизации) щита эпохи викингов, древнерусского щита.

Щит - старинный военный доспех, которым воины прикрывались от холодного и метательного оружия (рис. 1). Большинство щитов обычно изготовлялись из дерева, прутьев и кожи, окованных бронзой, железом. Форма щитов могла быть круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, часто - с изогнутой плоскостью.

При раскопках серии скифских погребений были обнаружены остатки щитов с металлическим покрытием. Несмотря на недолговечность этого элемента, входящего в комплекс защитного вооружения, ему придавалось достаточно большое значение. Собранные и украшенные драгоценными металлами и самоцветами щиты считались очень дорогими подарками, их преподносили самым знатным воинам. Сплошным металлическим листом был покрыт щит из Костромского кургана VII в. до н.э., украшенный золотой пластиной в виде оленя.

Многочисленна группа щитов с панцирным покрытием. К ним относится круглый щит из Ке-лермесса. Массивная золотая львица, украшавшая этот щит, шедевр эпохи скифской архаики. Щиты надежно крепились к панцирю всадника на спине и предплечье, оставляя свободными руки воина для управления конем и действия оружием. Легким поворотом плеча и руки воин мог менять положение щита, прикрыть ту или иную часть корпуса от поражения оружием противника. Щиты с панцирным покрытием носили знатные воины и воины-дружинники.

Рис. 1. Щит от Курта.

Круглые щиты

Круглые щиты - универсальная категория щитов, оптимально сочетающих ширину формы и средний вес, что позволяло быстро отражать удары, нанесенные с любой стороны. Такой щит был дополнительно усилен стальной обивкой и прочным умбоном - выгнутой стальной пластиной, на которую старались принять удар и который превратил его в серьезную преграду не только для колющих, но и для рубящих ударов.

Щит был выпуклым и оружие соскальзывало с него. Изнутри он имел ременные петли: за одну щит держали, другую надевали на плечо. Однако при этом более чем вдвое увеличивался и вес, что требовало от его владельца недюжинной силы. Позже стали употреблять миндалевидные щиты, закрывавшие почти все тело от подбородка до колен. Пешие воины могли воткнуть их в землю и опереть о них копье, создавая непреодолимую преграду для врага. Затем появились щиты треугольные, трапециевидные, прямоугольные, иногда с фигурным вырезом для копья; обычно они были двухскатные, хорошо прилегавшие к телу.

Различные формы щитов

У древних греков были распространены самые различные формы щитов. Но на вооружении гоплитов, воинов тяжелой греческой пехоты, составлявшей костяк армии, преобладали широкие круглые щиты. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля битвы на его щите. Таким образом, боевой щит приобретал как бы ритуальный смысл. Вспомним знаменитое высказывание спартанской женщины, которая, провожая сына на войну, подала ему щит со словами: «С ним или на нем», что означало - вернись победителем или погибни.

В римской армии также были различные формы щитов (рис. 2), но особенную популярность приобрели выпуклые щиты в виде прямоугольника. Именно с их помощью римляне делали свою знаменитую «черепаху» - боевое построение вооруженной копьями пехоты в виде двухъярусных шеренг. При таком построении щиты, подобно черепашьему панцирю, прикрывали воинов сверху и с боков. Причем верхние шеренги по щитам, поднятым над головами нижних шеренг, могли продвигаться, как по настилу. В свою очередь и верхние шеренги прикрывались щитами не только сбоку, но и помещали щиты над своими головами.

Щит Клемор.

Щиты скандинавского типа

Щиты скандинавского типа IX-XI вв. были круглыми, диаметр варьировался в большом диапазоне - от 65 до 90 см. Скандинавы делали свои щиты из сосновых, ясеневых, кленовых, липовых, дубовых досок, в зависимости от того, какие породы дерева преобладали в конкретной местности.

Наибольшее предпочтение отдавалось щитам, выполненным из ясеня или дуба, по причине прочности этих пород, либо липы, которая была значительно легче. Толщина щитов, в зависимости от породы дерева, составляла от 6 до 12 мм.

Древнейшие русские щиты

Древнейшие русские щиты имели круглую форму. Собирались они из деревянных досок и снабжались полушаровидным или сфероконическим кованым умбоном. С Xl в. распространились миндалевидные щиты, которые сразу стали весьма популярны среди конников, поскольку хорошо закрывали всадника от подбородка до колен, чего круглые щиты обеспечить не могли, несмотря на свои внушительные размеры.

В конце XII - начале XIII вв. в связи с усилением защиты лица верхние края миндалевидных щитов начинают постепенно утрачивать свою закругленную форму и становятся все более прямыми, очертаниями приближаясь к треугольнику. Кроме того, щиты стали несколько меньше по размерам и заметно облегчились, так что ими стало возможно не только пассивно закрываться, но и манипулировать, подставляя под удары. Это связано с посадкой на коне.

Плавный нижний изгиб давал возможность всаднику, как с правой, так и с левой стороны прикрыть часть торса и бедро, не задевая при этом холку коня. С таким щитом уже можно было свободно фехтовать, подставляя его под удары на любую сторону от головы лошади, и самому наносить их. Если воин уставал работать мечом одной рукой, он мог забросить щит на ремне за спину и взять рукоять обеими. Хорошие доспехи позволяли это сделать, не рискуя потерять ногу или руку.

Рис. 2. Щит римской армии.

Треугольные щиты

В армии Киевской Руси (IX-XII вв.) широко распространены были также щиты треугольной формы. Ими не только вооружались русские витязи, их устанавливали также на бортах русских лодок (ладьях) для защиты от вражеских стрел и копий. В то же время, на Куликовом поле (1380г.) русские воевали и с круглыми щитами. Еще одним видом щита был гуляй-город, полевое подвижное укрепление из деревянных щитов с прорезанными в них бойницами, применявшееся русскими войсками в XVI веке.

Их перевозили за войсками в обозе, который назывался градобоз. Щиты передвигались в сторону противника укрывшимися за ними стрельцами (пушкарями) летом - на колесах, зимой - на полозьях. При расположении войск лагерем из щитов гуляй-города собирались также различные укрепления - стены и башни, при атаке крепостей - укрытия и штурмовые сооружения. Щиты скрепляли деревянными, железными и веревочными связями и обмазывали глиной.

Треугольные щиты можно встретить и в вооружении средневековых рыцарей эпохи крестовых походов. У рыцарства щиты являлись составной частью дворянских гербов. Но бывали случаи, когда щиты играли роль серьезного оборонительного средства.

Щит с всадником.

В коннице монголо-татар XII-XIV вв.

Были распространены небольшие круглые щиты.

При осаде Порт-Артура

При осаде Порт-Артура японцы ходили на русские позиции, прикрываясь 20-килограммовыми щитами английской работы длиной в метр и шириной с полметра.

После советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

В советской республике был создан переносной стрелковый щит, поступивший на вооружение РККА накануне Великой Отечественной. Он представлял собой двухскатный стальной лист с отбортовкой по краям и внутри, с бойницей справа.

Предусматривалась внутренняя полочка для винтовочных обойм. В начале войны такие щиты использовали специальные группы красноармейцев. У немцев имелись щиты с бойницей аналогичного типа, выпускавшиеся серийно и показавшие себя наилучшим образом. Японские солдаты также снабжались подобными им «черепахами». В годы Второй мировой войны интересные защитные системы были предложены в США. Однако их оригинальность не всегда сочеталась с практичностью.

Мягкие доспехи (нем. Der Steppwams) известные как Гамбезоны или Акетоны то броня из мягких органических материалов (ткани или кожи). Вопрос существования такого доспеха в раннем средневековье является дискуссионным. Записи в летописях:

"Когда в год 926 пришла весть о приближении венгров в монастыре Санкт-Галлен, настоятель показал лидерские качества: он построил барикады, имитирующие оружие и щиты. Затем он одел под доспех платье kukulle и приказал своим братьям сделать то же самое. Потому что оно было сделано из толстой прочной шерсти".(10)
В саге об Олафе Святом есть упоминание о кожанных рубашках применяемых в битве при Stiklestad в 1030 году, "Теперь надо рассказать о том, что в это время происходило в Норвегии. Торир Собака ездил две зимы в Финнмёрк. Он провел эти зимы в горах, много торговал с финнами и был в большом барыше. Он велел сделать себе двенадцать рубашек из оленьих шкур. Эти рубашки были заколдованы, так что никакое оружие не брало их. Они были даже лучше кольчуги." (12).
"В дополнение к железному доспеху, которые мог бы состоять, кожаных (...), или роговых и прочих альтернативных железу материалов, имели место одежды из войлока или мягкой, простеганной ткани, которая также служила как броня. (...) Может быть Бамбакион было не более чем толстой одеждой наподобие одеяла, которое подставили под удар. (...) Оно было длиной до колен. С короткими широкими рукавами, набитые хлопком и в качестве верхнего материала шелк. В качестве набивки использовали и шерсть "(1).

Это видно из Tactica (около 900) и других византийских работ посвященных искусству войны. Кроме того, там есть и рекомендации по толщине в 4 см хлопка. Но эти работы заслуживают отдельного рассмотрения и к тому же они византийские и поэтому необязательны для остальной Европы.

Дальнейшие аргументы в пользу существования в 11-в мягких доспехов – чисто практические соображения. Кольчуга было очень дорога по сравнению с Гамбезоном. Воин, который не мог позволить себе кольчугу, вероятно, все еще пытался защитить себя. Даже при наличии кольчуги мягкий доспех имеет смысл. Это снижает износ и поглощает силу ударов, в то время как кольчуга практически не смягчает удар.


(F), романский собор Клюни III, Бургундия, Франция
Слева: Фрагмент украшения главного портала (1115-1125)
Справа: Деталь капителия презентации гуманитарных наук, изображена Риторика. (Конец 11-го / начала 12 века) (23)

В скульптуре на рис. F левого рыцаря четко видно, что рукава обычной одежды, которые берутся в складки, которые видны из под брони. Квадратами могли изображать стеганые доспехи или кольчугу. Но на рисунке I7 показываю двух рыцарей, у одного открытый клапан-предличник который однозначно является кольчугой, а у другого закрытый предличник изображен квадратами.

Щиты 11 впервой половины 12 века

В 11-м веке были популярны три вида формы щита: круглый щит, миндалевидный щит, овальный щит.

(N2). Красно-зелено-сиреневый миндалевидный щит. Из Библии бенедиктинского монастыря Сен-Вааст, недалеко Аррас. (MS 435, Bibliothèque Municipale, Arras) MS 435, Муниципальный библиотеке, Аррас, первая половина 11 века.

Круглый щит уже много веков назад и был известен и в 12-м веке, широко использовался в 11-м веке. Смотрите Е, I1, Q2, Q3, У. Этот щит состоял из отдельных деревянных досок, имеет центральный вырез, куда помещался железный умбон.


(D) круглые щиты на Гобелене из Байё. (G3) Щит Гокстаг (Gokstadschild).

Достаточно хорошо известен, так называемый "Гокстаский щит" (Норвегия, около 900), но есть и множество других источников на подобные щиты: хорошо сохранившиеся щиты и фрагменты, иллюстрации, скульптуры, упоминания в литературе).

Размеры их сильно различаются, от всего 42см до более 1м. Большинство размером от 75 до 95см. Толщина большинства составляет от 5-10мм, толщина уменьшается к краю все больше и больше. Многие щиты, вероятно, были простыми не крашенными деревянными крышками. Однако, есть также данные том что их оклеивали кожей и потом красили. Оклеивание тканью, и покрытие грунтовкой и краской, характерное для 13-14 века на интересующий нас период не зафиксировано. Наиболее часто встречающейся железной деталью был Умбон - круглая выгнутая бляха над отверстием в центре щита, в неё должен помещаться кулак воина. Некоторые щиты были по краям окованы специально П-образно выгнутыми железными пластинками. Кроме того, дополнительное усиление по краям отдельным куском толстой кожи также не исключено.

Библиотеку ассоциации Асгард;

И размещенную на данном сайте статью из журнала Цейгхауз.

Круглые щиты могут быть выгнутыми, не только плоскими, на это есть несколько изобразительных источников и форма некоторых Умбонов предполагает это. Выгнутые щиты, вероятно прочнее и эффективнее в бою, поэтому на изображениях у них часто нет Умбонов.

Овальный щит появляется время от времени в на иллюстрациях и скульптуре, и есть к счастью, археологическая находка щита этого типа.


(EE) Овальный щит из Тронхейма, Норвегия, конец11 - нач. 12 век.
Справа: (D) Bayeux Tapestry.

Щит найденный в Тронхейме имеет следующие характеристики: высота 100см, ширина 50см, толщина 1,0 см. Два слоя древесины, положенные перпендикулярно друг-другу. Слегка изогнутые,но не согнутые! Наверное, из дуба или аналогичной плотной древесины. Нет ручки, наличие пояса предполагается (см. "миндалевидные щит"). Был полностью покрыт сыромятной кожей, сшитой по краю с нахлестом в 1 см. Расстояние между отверстиями и диаметр отверстий 1мм. (24)

Подобные щиты показаны на сосуде для святой воды в соборе Аахена (L), датированном примерно 1000г. Кроме того, на Гобелене из Байе, овальный щит также встречается. Но тот овальный щит с Умбоном.

Миндалевидны щит появляется в Северо Западной Европе во второй четверти 11 века. Он пользуется наибольшей популярностью во 2-й половине 11, и на протяжении всего XII века. Он также известен под именем Нормандский щит, Каплевидный щит, Драконий щит и Щит коршун в соответствующей литературе. Он известен в Византии с конца 10 века. Некоторые авторы также выдвигают тезис, что Византии оказывала на Западную Европу влияние в конце 10 начале 11 века в вопросах войны. Это интересно с точки зрения внешней защиты (см. ниже). Влияние в противоположном направлении имеет место около 100 лет спустя после Первого крестового похода. (1)

Типичный щит на Гобелене из Байё - продолговатые, сужающийся к нижней точке щит с округлой верхушкой. Посмотрите различные фотографии в этом тексте. Он может снизу быть остроконечным (Q4, M, J) или закругленым (Q5, D4). Его форма варьируется от плоского листа изображенного на (W2, I4) до выпуклой, яйцевидной формы (Q5, w3, Y). На эти щиты существует не один изобразительный источник.


(D) щиты на Гобелене из Байе

Оригинальный щит на рис. Y является старейшим из сохранившихся геральдических щитов. Является ли этот щит обрезанным миндалевидным щитом, или в 1200 году он был изготовлен в таком виде – вопрос спорный. В любом случае, при небольшой игре воображения мы можем "восстановить" его "оригинальную" форму. Сохранившихся оригинальных размер: 87см высота, а как-бы реконструированная около 109 см. Он покрыт с обеих сторон пергаментом, окрашен и также есть узоры сусального золота. Ширина его нижнего края – 20 см, а верхнего края – 67см. Толщина составляет около 1,5 см (19). Недвусмысленные заявления о высоте и ширине щитов невозможны. Подробные иллюстрации и описания этого займут слишком много места. Но этот щит все равно не достигает размеров сопоставимых с щитам на изобразительных источниках. Очень часто изображены щиты закрывающие воина почти полностью

С испанского монастыря Сан-Сальвадор-де-Оны известны два щита, которые, вероятно, были сделаны около 1500. Так как, вполне вероятно, что это две копии старинных щитов 11 и 12. Поэтому они должны быть интересны нам. Один щит имеет высоту 114 см и ширину 61см, и 1,5 см толщину. Второй имеет ширину 59см, а высота не может быть определена из-за коррупции. (19). Обнаружена малая основная пластина с орнаментом в южной Германии и Швейцарии 11 или 12. века толщиной около 1,3 см от экрана. Для сравнения: даже манускрипты описывают щиты той эпохи: высота от 100 см и 135 см, ширина 60 см. (19). Предположительно миндалевидные щиты были плоскими (см. D4), выгнутыми (различные образцы) и с горбом (см. P3, W3, Е2). Первые изобразительные источники, которые однозначно показывают выгнутые щиты известны с 12 века. То есть щиты 11 века плоские или почти плоские с округлым верхним краем (такие встречаются на протяжении 11-12 века). Глядя на источники, в том числе на поздние щиты с прямым верхним краем, мы замечаем что чем позднее дата, тем сильнее изогнут щит (11-12-го века.). Для середины 11-го века, мы должны предполагать щит с наиболее слабым изгибом.

Иногда на миндалевидный щит ставился Умбон. Он был необходим чтоб отбивать удары копья. То есть если круглом щите Умбон ставился как правило, на миндалевидный щит умбон ставился редко. Эти маленькие горки мы знаем как о находках замке Альтенберг (Фьюлинггсдорф, кантон Базель-Земля, Швейцария), замок Балдштейн (Гаммертинген, Баден-Вюртемберг), замке Haus Meer (7) и многочисленные представления о Байе Гобелен (см. особенно рисунки из серии D). Железный выступ находится как бы на тарелке с прямыми краями, также края могут быть украшены вырезами и отверстиями. Выступы были полусферическими (P4, I4, L) или сужающиеся (W2, V, F). Они были сделаны из железа, редко из бронзы, и были прикованы. Встречается также Умбоны без выступа.

Существовали ремни, которые позволяют носить щит повесив его на плечи и шею (I5, J, K). Рукоятки для кисти и предплечья были расположены либо квадратом (D5), или двух пересекающихся пар (I5). Они были прибиты непосредственно к доскам щита или прикреплялись к кольцам подвижно закрепленным на пластинах (I6), соответственно использовались гвозди с широкими плоскими шляпками или с узкой шляпкой в которой был сквозной вырез для кольца. Для закрепления материала несколько изобразительных источников:

(D4) Вот щиты используются в качестве столешницы, такое применение возможно только с почти плоскими щитами.

(Q4) Апокалипсис Сент-Север, датируют между 1028 и 1072
(Q5) Житие святого Обен (Leben des St. Aubin, Kloster von St. Aubin in Angers), монастырь Святого Обен в Анже (Национальная библиотека MS Nouv.acq.lat.1390 ​​F7R), около 1100. Миндалевидные и овальные щиты с умбонами и закругленные на дне.
(I6) Великая Печать короля Генриха I (Great Seal von König Henry I), 1100-1135. Кольца для крепления ремней хорошо видны.

(W2) Миндалевидные щиты, ротонда Святой Катерины, Зноймо, Чехия (Znaim, St. Kateriny-Rotunde), фреска 1134 г. Что интересно изображены щиты из разных типов и с разных ракурсов.

(P3) элемент рельефа, Цюрих, здание министерства (Großmünster), первая половина 12-го века. Горбатые щиты, без умбонов, с явно выделенной окантовкой краев.

(W3) бронзовая дверь южного портала соборе Гнезно (Südportals des Gnesener Doms), 1170-1190. Щиты маленькие, без усиления краев, на одном щите едва заметен умбон.

Пластинчатый доспех

В первой трети 11-го века во время гражданской войны в Нормандии между Робертом, графом Хемуским (Hiemois) и его братом Ричард III, герцогом Нормандским. Многие из сражений этой войны происходили в других землях и странах, в частности на юге Италии (14). Этот и некоторые другие эпизоды указывают на контакты западной Европы с Византийскими территориями. Следовательно, пластинчатые доспехи, вероятно, были известны рыцарству. В плавники Скандинавии танки были найдены, в том числе в Бирке (15). Чешуйчатые доспехи использовали всадники "Скола" карла Великого. Несколько ламеллярных корпусов было найдено при раскопках на месте битвы при Вибю. Но у нас очень мало свидетельств применения пластинчатых доспехов на Христианскую Европу 11 века (Испания была под контролем Мусульман и там доспех и вооружение немного отличались). Чешуйчатый и ламеллярный доспех появляются в изобразительных источниках 12 века, уже после Первого крестового похода, когда рыцарство уже очень хорошо ознакомилось с оружием и доспехами сарацин и византийцев, но и тогда использовалось редко.


(Z1) Барельеф XII в. «Давид с Голиафом». Церковь аббатства St. Gilles. Франция. Кроме интересно поставленных ремешков миндалевидного щита, обращает внимание чешуйчатый доспех Голиафа.

Больше фотографий


(U), собор Святого Петра в Ангулеме (Saint Pierre in Angouleme), Пуату, Франция. Восточный фасад. 1108- 1125 год. Всадник несет меч прямо под кольчугой. Только рукоять видна. Примечательно, что шлемы можно трактовать как клепаные из нескольких частей. Но доспехи этих всадников можно трактовать и как чешуйчатые, а шлема раскрашены полосами.
(F) фрагмент перемычки фасада собора Клюни. Она было сделана в то время, как и романский собор Клюни, Бургундия, Франция (1115-1125) (23). Сегодня находится в музее археологии и искусства в Клюни.
(V) Деревянная церковь в Хельстаде (Stabkirche in Hylestad), около 70 км к северу от Бергена, Норвегия. Резьба по дереву на входе, 12 век. Любопытно что кольчуги у воина нет, но есть меч шлем и щит, из под туники, кажется выглядывает стеганный доспех. Бармица на шлеме закрывает только затылок. Есть мнение что и шея защищена кожаным Горжетом, но по моему это просто голая шея. (I4) Деталь Дарохранительницы (Temple Pyx) (ок. 1140-1150) Позолоченная бронза. Музей Кельвингров в Глазго. Изображены рыцари в длинных кольчугах и с длинными рукавами, но все еще без кольчужных рукавиц. Интересны также горбатые Миндалевидные щиты с Умбонами и с окантовкой по краям

(D3) опять Гобелен из Байе. Здесь изображен процесс погрузки оружия и снаряжения. Что несут на коромыслах кольчуги или стеганки долгое время было поводом для горячих споров. Но ученые в целом сошлись во мнениях что это кольчуги. Изображены также шлема, мечи, копья, и двуручный топор, бочка заткнутая пробкой.
(E2) Собор Аббатства в Везле (Kathedrale von Vezelay), Бургкндия, Франция, 1120 г. Горбатый миндалевидный щит с декоративным умбоном, явно выделена окантовка границы.

(Z) Еще одна иллюстрация из Apocalypsis Beati Liebanensis (Codex Urgellensis) aus dem Museo Diocesa de La Seu D’Urgell, Испания 980 год. Возможно здесь показаны стеганные халаты, но это же Испания. Испанские мавры и подчиненное им местное население даже из луков стреляют по другому.

(BB) Кольчужный лоскут из из Ледницкого озера район Гнезно в провинции Познань в Польше. Возможно деталь бармицы от шлема найденного там, о это не точно.

Выводы

Первый вывод прост:

Рыцарь 11 первой половины 12 века был облачен в кольчугу с рукавами до локтей, а нижние полы кольчуги были до колена. Голову защищал шлем из склепанных впотай сегментов или цельнокованый. В подавляющем большинстве случаев шлем снабжался наносником. Под шлемом был кольчужный капюшон, на что надевался кольчужный капюшон пока не известно, но толстые подшлемники не предполагаются. Кольчугу он надевал на шерстяную и/или кожаную тунику. О наполненной мягким наполнителем стеганной защите убедительных данных нет. Кольчужные чулки и длинорукавые кольчуги были в начале рассмотренного тут периода только у некоторых рыцарей, но постепенно к концу этого периода такое снаряжение стало распространено у большинства рыцарей. Кольчужной или какой-либо другой заметной защиты кисти не наблюдается. Только в 12 веке у некоторых появляются чешуи и ламелляры.

Основным средством защиты был миндалевидный щит.

Основным оружием было копье, длина которого былаоколо 3 метров и меч семейства А, ссылка

Также к середине 12 века у некоторых рыцарей появились шлемы форм: Фригийский колпак и Черепник.

Второй вывод:

Наручи и поножи если и применялись, то только в единичных случаях.

Литература
  • (1) Byzantinische Waffen, Taxiarchis G. Kolias, Verlag der östereichischen Akademie der Wissenschaften, Wien 1988, ISBN 3-7001-1471-0
  • (2) Catalogue of Scandinavian Mail, Sonia A. O"Connor, The Archaeology of York, Volume 17: The Small Finds, York Archaeological Trust for Excavations and Research 1992.
  • (3) Letter form Irmelin Martins, Senior Curator, Universitets Oldsaksamling in Oslo, Norway, 16/11/94
  • (4) Europas Mitte um 1000, Ausstellungskatalog, Konrad Theiss Verlag Stuttgart 2000, ISBN 3-8062-1545-6
  • (5) Osprey Campaign Series 13 (Hastings 1066)
  • (6) Bayern Ungarn 1000 Jahre, Katalog zur Bayerischen Landesausstellung 2001, Haus der Bayerischen Geschichte, ISBN 3-927233-78-1
  • (7) Das Reich der Salier 1024-1125, Katalog zur Ausstellung des Landes Rheinland-Pfalz, Jan Thorbecke Verlag Sigmaringen 1992, ISBN 3-7995-4140-3
  • (8) The Construction and Metallurgy of Mail Armour in the Wallace Collection by David Edge B.A., Dip. Cons. (Curator of Arms and Armour)
  • (9) Otto der Große, Magdeburg und Europa", Katalog Bd II, Verlag Philipp v. Zabern, 2001
  • (10) Ekkehardi IV (Kap 51): Casus Sancti Galli. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980 (Ausgewählte Quellen zur Deutschen Geschichte des Mittelalters) (Freiherr vom Stein-Gedächtnisausgabe 10)
  • (11) Wargames ResearchGroup Publication, 2nd edition, 1980
  • (12) Osprey Warrior Series 3 (Viking Hersir)
  • (13) Ritter und Söldner im Mittelalter von Garry Embleton, VS- Books, ISBN 3-932077-06-7
  • (14) Wilhelm der Eroberer, David C. Douglas, ISBN 3-424-01228-9
  • (15) Steppe nomadic armour from Birka, Niklas Stjerna, Fornvännen 99 (2004). Stockholm.
  • (16) Armour from the Battle of Wisby 1361, von Bengt Thordeman, ISBN 1-8914-4805-6
  • (17) Ring weave, A metallographical analysis of ring mail material at the Oldsaksamlingen in Oslo, Vegard Vike, Oslo 2000
  • (18) Rüstkammer, Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Deutscher Kunstverlag 2004, ISBN 3-422-06417-6
  • (19) Der Mittelalterliche Reiterschild, Jan Kohlmorgen 2002, ISBN 3-935616-10-4
  • (20) Ring Mail, Breaking the Chain, Russell Scott, The Vikings 1997
  • (21) Illerup Adal: Archaeology as a Magic Mirror, Ilkjaer, Moesgard 2002, ISBN 8787334372
  • (22) Otto der Große - Magdeburg und Europa, Katalog, Philipp von Zabern 2001, ISBN 3-8053-2616-5
  • (23) Führer durch das Museum für Archäologie und Kunst in Cluny, Ville de Cluny 1998, ISBN 29512780-0-4
  • (24) Medelelser Nr. 20, Eine Funktions- und Aktivitätsanalyse basierend auf Gegendstandsmaterial, Saebjorg Walaker Nordeide, Trondheim 1989; sowie weitere Angaben der zuständigen Professorin, des Archivars und das Grabungsleiters (Grabung 1975)

Мой перевод с , поправки и исправления будут