Все о тюнинге авто

Для освещения жилого помещения предназначены светильники. Производим расчёт освещённости помещения

Правильно организованное освещение в Вашем доме не только содействует сохранению здоровья глаз, но и создает удобство и комфорт в быту. Очень важно поэтому ответственно подойти к своего дома или квартиры, для последующего верного выбора светильников, люстр и мощности ламп для них.

При оценке освещения используются несколько параметров- сила света, яркость и т. п., но основным из них будет освещенность, которая означает величину освещения поверхности, по которой распределяется световой поток.

Для расчетов используются физическая величина измерения освещенности- Люкс (лк или международное обозначение- lx). Один Люкс равен освещённости поверхности площадью 1 м² при падающем световом потоке на неё излучения, равного 1 Люмен , который обозначается лм или lm и является единицей измерения светового потока.

Как сделать расчет необходимого уровня освещенности.

Для приблизительного расчета необходимой мощности светильников рекомендую воспользоваться формулой: P=pS/N , где p – удельная мощность освещения на метр квадратный. Эта величина будет различной для каждого типа ламп и помещений, ее можно узнать из таблицы ниже приведенной.

Величина S – это площадь в квадратных метрах для рассчитываемого помещения, а N — это количество светильников. В туалете или коридоре света нужно меньше, чем, скажем в гостиной. К тому же, лампы в зависимости от принципа работы так-же дают разное количество света (например, галогенная и люминесцентная лампы).

При расчетах обязательно учитывайте удаление источника света от освещаемой им поверхности. Знайте, что её освещённость обратно пропорционально уменьшается квадрату расстояния.

Согласно многочисленным исследованиям и нормам, действующим в Республике Беларусь, общая освещенность комнаты должна находится в пределах около 200 Люкс, а освещенность зоны рабочей поверхности стола – около 500 люкс.

Итак, теперь зная все параметры перейдем непосредственно к расчетам на примере . Для спальной комнаты площадью 10 квадратных метров- 10 умножаем на коэффициент для этого помещения 10-20 и получаем 100-200 Ватт (мощность лампы накаливания). Но не забывайте, что эта величина мощности будет относится к одному установленному по центру потолка светильнику.

Это все же упрощенный средний расчет не учитывающий множество факторов таких как, цвет и тон стен, пола, потолка, которые существенно влияют на восприятие человеком количества света в комнате. Так для помещений со светлыми покрытиями мебели, стен потолков и т. д. величина в 200 Люкс при расчетах может более, чем в 2 раза снижена.

Определить необходимый уровень освещенности в зависимости от площади помещения вам поможет таблица внизу.

Примечание: в таблице указаны оптимальные значения для определения требуемого уровня мощности освещения при установке ламп накаливания в качестве основного источника света в центре помещения. При установке люминесцентных ламп соответственно мощность ламп должна быть уменьшена в 5-7 раз, а светодиодных- в 10 раз. Более точно Вы сможете определить по упаковке для ламп, на которой, как правило, производитель указывает сколько ламп накаливания заменяет одна энергосберегающая.

Я надеюсь, что Вы получили приблизительные представления как делать самостоятельно требуемые параметры расчетов для своей квартиры или дома. Учитывайте, что яркий свет нужен для работы и чтения, а для отдыха нужен более мягкий и не раздражающий свет.

Как определить уровень освещенности.

Точно определить фактический уровень освещенности для каждого конкретного случая поможет специальный прибор- люксметр, состоящий из фотоэлемента и указательного прибора. Фото датчик преобразует энергию светового потока в электрическую, величина которой и будет зависеть от интенсивности падающего света.

Речь пойдет сегодня о санитарных нормах естественного освещения в квартире. Причиной стали вопросы от читателей, которые жалуются на растущие под окнами деревья, которые загораживают свет, с просьбой помочь справится с проблемой темной комнаты в квартире.

О’кей, сегодня разберем: причины темной комнаты в квартире, последствия несоблюдения санитарных норм освещения и какие необходимо предпринять действия, чтобы соблюдались нормы естественного освещения, например, как написать заявление на спил дерева!

Итак, приступим:)

Причины темной комнаты в квартире

  1. кустарники и деревья (самая частая причина)
  2. темные обои и мебель
  3. отсутствие балкона, либо он старый
  4. окно выходит на пригорок (да и такое бывает.. тогда дома расположены, как ступеньки)
  5. близкое примыкание к соседнему дому или строению
  6. забор стройплощадки
  7. просто «теневая» или «северная» сторона дома

Причин появления темной комнаты в квартире на самом деле может быть сколько угодно и от этого не легче. Просто кто-то может терпеть, включать искусственное освещение или просто жить в полумраке.

Если в первом случае набежит перерасход электричества, то во втором случае появятся нехорошие последствия для здоровья. Вот для таких терпеливых и расскажу дальше, почему.

Санитарные нормы освещения: последствия несоблюдения

В научной терминологии откопал такое понятие, как ультрафиолетовая недостаточность. Да, оказывается, хоть мы и не деревья, но можем страдать от недостатка ультрафиолетового излучения Солнца. Проявляется несоблюдение норм естественного освещения следующим образом:

  1. человек начинает чаще подхватывать инфекционные заболевания;
  2. не вырабатывается витамин D (очень важный для детей);
  3. появляется быстрая утомляемость, вы уже не сможете долго работать;
  4. ухудшается состояние кожи, снижаются ее защитный свойства;
  5. начинаете острее чувствовать особенности климата;
  6. даже может привести к прогрессированию кариеса.

Может быть это и «страшилки», но проверять на себе не советовал бы никому, да и доводить себя до такого состояния тоже. Поэтому рассмотрим, как устранить наиболее часто встречающуюся причину появления темной комнаты в квартире — произрастание деревьев и кустарников под окном дома.

Для справки:
Нормы естественного освещения в квартире п.5.2. СанПиН 2.1.2.2635-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»
Нормы высадки деревьев в жилых зонах п.4.12 СНиП 2.07.01-89

Что можно сделать с деревом или кустарником

  1. постричь крону
  2. санитарный спил веток или части ствола
  3. спил дерева под корень

Самостоятельно вы этого сделать не сможете, т.к. сразу схлопочете штраф за административное нарушение! Есть такой Приказ №153 от 15.12.1999 г. «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ», вот понему вас и привлекут. Сейчас многие удивятся, но каждое дерево у УК (ЖЭУ, ДЕЗ) на счету и за него отвечают. А значит, отвечают за неправильное размещение и уход. Из этого и будем исходить.

Когда можно спилить дерево (кустарник)

  1. Угрожает жизни и здоровью, т.к. засохло
  2. Если растет менее чем на 5 метров от дома (от оси дерева с кроной не более 5 метров). Для кустарника этот норматив 1,5 метра, причем кроной он должен быть не выше нижнего края окна (т.е. не выше подоконника)
  3. Затеняет квартиру

Без результатов обследования даже не стоит и обращаться в ЖЭУ или УК, потому что, в лучшем случае, вас выслушают и спустят ситуацию на тормозах. Поэтому перед походом к ним вам необходимо «подковаться».

Вариант №1

Вызвать представителей СЭС и попросить их сделать замер освещенности в темной комнате в квартире на предмет соответствия санитарным нормам естественного освещения. Конечно, же актуально это делать летом, лучше в пасмурную погоду.

Получив заключение от СЭС идти с ним в УК и писать заявление в свободной форме с просьбой спилить дерево. Они отпишут ваше заявление в ТСЖ, которое должно провести собрание всех жильцов дома, чтобы они дали свое согласие на спил дерева.

Естественно, что решение должно быть положительным. Будьте готовы к тому, что найдутся и противники — им-то свет ничего не загораживает..

Вариант №2

Обратиться в Государственную жилищную инспекцию, ваша проблема по спилу дерева — это ее вотчина в том числе. Здесь они уже сами проведут обследование, установят, что санитарные нормы освещения в темной комнате квартиры не соответствуют нормам и выдадут предписание ЖЭУ (УК) на спил дерева.

Вариант №3

Если дерево создает темную комнату только в вашей квартире, упирается ветками в оконные рамы, балкон, а при сильном ветре стучит в стекла ветками, то можно не заморачиваться созывом общего собрания жильцов и попробовать решить всё самостоятельно, обратившись в Роспотребнадзор.

Во всех перечисленных выше вариантах вы напишете ни одно заявление на имя руководителя ЖЭУ, УК или ДЕЗа, а значит, чем убедительнее оно будет, тем лучше. Когда отдаем заявление, обязательно пусть ставят на вашем экземпляре пометку входящего номера. Рассматривать заявление могут до 7 дней, согласно ст.314 ГК РФ.

На какие нормы опираться и что просить вы теперь знаете, но необходим мотив, вот о нем сейчас:

  • описываете свою ситуацию, где упоминаете о постоянном отсутствии естественного освещения и перерасходе электроэнергии даже в дневное время;
  • предоставляете справки от лечащего врача, который подтверждает, что у вас (ваших детей) уже проявляются последствия ультрафиолетового голодания;
  • напишите, что невозможно открыто окно — ветки упираются в стекла, бьются о рамы при непогода и т.д.

Если ничего не помогло

Не забываем, что живем у матушки России в гостях, поэтому «чесаться» мало кто будет, т.к. многим откровенно все-равно на ваши проблемы (видимо, своих хватает). Оттого поступаете следующим образом — поднимаете «тяжелую артиллерию»:

  • пишете заявление в прокуратуру, основание — бездействие представителей УК, ЖЭУ и прочих служб. не забывайте прикладывать ксерокопии заключения СЭС и заявление с «входящим» от УК
  • звоните в «горячую линию» Правительства или мэрию города и изливаете им душу. Так же обстоятельно подготовившись.

Некоторые предлагают менее гуманные способы обращения с деревьями, как то: полив корней дерева раствором хлорки, соли или средствами от сорняков до тех пор пока оно не усохнет. Затем УК спиливает дерево, как угрожающее жизни. Я против такие негуманных методов, хотя спил дерева тоже гуманным не назовешь. Однако, пусть это останется на совести того остолопа, который посадил дерево так близко к дому.

Возможные расходы
Да, представьте себе, что вас могут попросить оплатить определенную сумму за спил здорового дерева! В разных городах по-разному, могут и ничего не попросить, либо обойтись тем, что вы посадите новое, уже подальше от дома.

Варианты улучшить санитарные нормы освещения в квартире

  1. Можно использовать призмы или зеркала, которые отражая или преломляя свет смогут осветить комнату в глубину
  2. Заменить обои и мебель на более светлые тона, часть мебели вообще можно выкинуть. Я побывал во многих квартирах своего города и скажу точно, что в 85% случаев обои в квартирах имеют темный цвет (коричневый, бордовый, синий и т.д.) и лишь в 15% и большинство квартир захламлено громоздкой и не функциональной мебелью. Естественно, что в такой обстановке о соответствии нормам естественного освещения не может быть и речи
  3. Если у вас старый балкон, повидавший Ельцина в рассвете правления, то есть резон обновить его — установить остекление из пластиковых окон, поменять каркас со светлыми тонами.

Сегодня вы поняли, что темная комната в квартире не является наказанием и что при несоответствии санитарным нормам естественного освещения вы можете решить свою проблему. Дерзайте!

Расчет уровня освещенности и типа светильников для жилых помещений является приблизительным, так как многое зависит от источника света, особенностей отделки и других факторов. Например, для интерьера в темных тонах используется больший световой поток, чем для очень светлой обстановки. Кроме того, нормы освещенности для жилых помещений во многом зависит от назначения помещения, высоты потолка и прочих параметров.

В этой статье:

Виды светильников

Действующие нормы для жилых помещений и зданий основаны на СанПиНах, СНиПах и прочих документах, регламентирующих мощность и уровень светового потока для всех объектов гражданского и промышленного строительства. Это общие положения, проектные нормы, правила расчетов и размещения источников света, их мощности и других параметров. Но следует помнить, что многое зависит от типа лампы и особенностей отделки жилого помещения.

Выбирая светильники для дома или квартиры, надо учитывать особенности их конструкции, назначение, мощность, рекомендации по размещению. Для лампочек накаливания, светодиодных, галогеновых и люминесцентных используются различные показатели и нормы.

Лампы накаливания являются самым простым и популярным вариантом, они недорогие, обеспечивают приятный желтый свет, но отличаются большим расходом электроэнергии и низким КПД на уровне всего 5%. Стандартным вариантом для дома являются модели на 60-100 Вт, которые рекомендуется использовать в местах частого включения-выключения. Обычно это прихожие и санузлы, кухни, лестничные площадки.

Галогенные источники света имеют больший КПД – примерно на уровне 15%, при этом для дома лучше использовать модели с мощностью примерно 30 Вт. Размер подобных изделий небольшой, часто они имеют необычную, очень привлекательную форму, что позволяет использовать их в качестве декоративно-осветительных элементов для гостиных и спален, освещения холлов.


Люминесцентные приборы являются энергосберегающими, но при включении они излучают свет не только в видимом, но и ультрафиолетовом спектре, что не всегда полезно для глаз и общего самочувствия. Поэтому использовать их лучше для верхнего основного освещения в прихожих, гостиных или холлах. Нельзя забывать и о том, что подобные лампочки разделяются на излучающие холодный, нейтральный или теплый свет. Для освещения комнат рекомендуются модели теплого спектра не больше, чем на 20 Вт, что соответствует 100 Вт обычной лампы накаливания.

Для комнат в квартире предпочтительным является теплый спектр, обеспечивающий комфортную и благоприятную обстановку для отдыха и жизнедеятельности. Холодные тона лучше использовать для рабочей зоны кухни или санузлов.

LED светильники являются наиболее экономными и безопасными для зрения и общего самочувствия. Они отличаются длительными эксплуатационными сроками, но стоимость их одна их самых высоких. При выборе лучше всего приобретать модели с мощностью до 1000 Лм, что соответствует 75 Вт ламп накаливания. При этом энергопотребление такого прибора составляет всего 10 Вт. Преимуществом светодиодных систем является то, что их можно использовать для освещения любого жилого помещения, включая детские комнаты и спальни.

Зависимость уровня освещенности от типа источника света

Принятые нормы освещенности жилых помещений учитывают, что уровень потока и интенсивность будут отличаться для световых приборов разного типа. При этом надо помнить, что для помещений различного назначения уровень освещенности должен составлять приблизительно следующие значения:

  • спальни – свет должен быть приглушенным, достаточно 10-12 Вт на квадратный метр;
  • детские, санузлы, рабочие кабинеты – уровень средний, примерно 15-18 Вт на метр;
  • гостиные – самая яркая освещенность, достаточно 20 Вт на метр.

Указанные значения для нормативов справедлива для стандартных ламп накаливания при высоте потолка до 3 метров. Но при использовании галогеновых источников света без отражателя надо указанные данные увеличить в полтора раза. Для энергосберегающих и люминесцентных ламп значение увеличивается в 5 раз. Для правильных расчетов можно воспользоваться такими простыми формулами:

  • 40 Вт для галогеновой лампочки соответствует 60 Вт обычной лампы накаливания;
  • 15 Вт энергосберегающей соответствуют 75 Вт для лампочки накаливания.

При расчете светового потока можно пользоваться такими данными:

  • 250 Лм соответствуют 2-3 Вт светодиодных лампочек, 5-7 Вт люминесцентных и 20 Вт ламп накаливания;
  • 700 Лм соответствуют 8-10 Вт для LED, 8-10 Вт для люминесцентных светильников и 60 Вт для лампочек накаливания;
  • 1200 Лм – это 12-15 Вт LED, 25-30 Вт для люминесцентных ламп и 100 Вт для ламп накаливания.

Нормы освещенности для комнат различного назначения

При выборе уровня освещения в жилом помещении надо учитывать особенности отделки и назначения комнат. К примеру, для гостиной с отделкой, выдержанной в темных тонах, уровень освещения надо брать с некоторым запасом, то есть норма должна быть несколько превышена. Также большое значение имеет то, какие именно светильники используются – прямого, отраженного или смешанного света. При планировании можно воспользоваться следующими данными по выбору потока освещенности для одной точки:

Помещение Уровень средней освещенности Прямое освещение Смешанное освещение Отраженное освещение
Светлая отделка Темная отделка Светлая отделка Темная отделка Светлая отделка Темная отделка
Лампы накаливания
Прихожие 60 10-16 12-20 11-20 14-24 12-24 10-32
Домашние кабинеты 250 42-70 50-83 42-83 60-100 50-100 70-140
Спальня 120 20-32 24-40 20-40 28-40 20-48 32-64
Санузлы, кухни 250 42-70 50-83 42-83 60-100 50-100 70-140
Люминесцентные лампы
Прихожие, лестничные площадки 60 3-5 4-6 3,5-6 4,5-7,5 4-7,5 5-10
Санузлы, кухни 250 13-21 17-25 15-25 19-31 17-31 21-42
Кладовые, чердаки, подсобки 60 3-5 4-6 3,5-6 4,5-7,5 4-7,5 5-10


При этом очень важно помнить, что люстры, бра и светильники разных конструкций дают различную интенсивность, световой поток и яркость. К примеру, столь популярные светодиодные модели могут давать узконаправленный луч или обеспечивать мягкий рассеянный свет в зависимости от конструкции лампы. Поэтому рекомендуется комбинировать различные типы освещения, используя основные и дополнительные источники, учитывая требования нормативов.

Оптимальным будет сочетание различных источников света для максимального охвата жилого пространства, например, дополнять потолочные светильники торшерами или бра, лампами направленного света.

Требования для организации освещения для жилых домов и квартир регламентируют необходимый уровень светового потока, интенсивность и яркость, что позволяет обеспечить требуемый микроклимат и создать оптимально комфортные условия для досуга, отдыха или работы.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Освещение – одно из важнейших составляющих проекта, которое должно быть полностью продумано и сделано грамотно.

Конечно же, идеальным освещением для наших глаз является естественный природный свет (дневное, утреннее или вечернее солнце, солнце за облаками). Стоит его максимально использовать. Ну а основной задачей является максимальное приближение искусственного освещения к естественному .

Современный рынок осветительных приборов предлагает широкий ассортимент светильников различных ценовых категорий и стилевых решений. Там можно найти люстры и потолочные светильники от производителя для любых интерьеров. От практичных и надежных в эксплуатации потолочных светильников, выполненных в сдержанном стиле, до роскошных дизайнерских люстр премиум-класса, сделанных из высококачественного экологически чистого хрусталя и покрытых сусальным золотом. Формы встречаются абсолютно разные – от классических до люстр в стиле Hi-Tech, представляющих собой настоящие арт-объекты.

Сложно не растеряться среди такого многообразия и сделать правильный выбор! Порой приходится объехать пол-Москвы, пока будет найден “тот самый” светильник. Поэтому так важно иметь дело с профессионалами – это касается и магазина, в котором приобретается люстра, и дизайнера, работающего над вашим проектом.

Почему стоит обратиться к специалисту

Существует большое количество типов осветительных приборов : подвесные, встроенные, трековые (светильники на шине), бра, LED-подсветка.

Также необходимо продумать типы выключателей : одноклавишные, двух- и трехклавишные, диммеры (выключатели с регулировкой яркости), проходные (в одном месте включается, в другом выключается), проходные с диммером, выключатели с датчиком движения (отлично подойдет в прихожей, в длинном коридоре, в гардеробной).

Для того чтобы не запутаться в таком разнообразии, правильно и удобно распланировать электрику, необходима помощь дизайнера. Грамотные специалисты знают не только все типы светильников и их включений, но и как распределить все приборы, чтобы хозяевам было удобно и безопасно жить в собственном доме .

Несколько примеров:

в санузлах выключатели всегда снаружи;

если левой рукой открываем дверь, то выключатель должен находиться справа от входа;

точечные светильники лучше располагать вдоль оси зеркал;

чаще всего все выключатели расположены на высоте 900 мм. И на расстоянии 150 мм от угла или края проема;

матовое стекло или пластик съедает 40% света (речь идет про потолок типа «армстронг»).

Это лишь малое количество информации, которой необходимо владеть.

Стоит отметить, что уже много лет подрядчики работают только по чертежам, главное – проверять, правильно ли они их прочли и всем ли рекомендациям следовали. (Прим.Ред.)

Спальня

Хороший вариант – спокойная, расслабляющая схема освещения. Для данного типа комнат подходят маломощные матовые лампы сферической формы. Они позволяют получить равномерную мягкую засветку без резких переходов и границ, не напрягающую зрение. Зону прикроватных тумбочек стоит осветить небольшими настольными лампами или настенными бра.

Кухня

Является главной рабочей зоной в доме, и правильный свет играет важную роль. Маленькая кухня не требует центрального света – достаточно освещения рабочих зон и зоны приёма пищи. Для большой кухни центральная люстра обязательна, и хорошо, если выбор падёт на тёплый свет.

Гостиная

Центральная люстра в гостиной зоне считается необходимым элементом интерьера. Светильник может регулироваться по высоте, а в идеале – по яркости.

В остальных типах комнат жилых зданий, таких как коридор, ванная, туалет, гардеробная , стоит использовать точечное освещение. Оно позволит получить равномерную подсветку, а также сделает комнату визуально чуть более просторной.

Расчёт освещенности помещения

Пакет чертежей дизайн-проекта также содержит чертеж электрики с расчетами освещения по каждому помещению.

Чертежи из дизайн-проекта Елены Карасаевой

Данный расчёт необходим для создания достаточной освещенности помещения, которая, в свою очередь, обеспечивает благоприятные и комфортные условия для жизнедеятельности человека.

Недостаток освещения или его чрезмерность вызывает сильное напряжение глаз, быструю утомляемость и оказывает ощутимый психологический дискомфорт, что неблагоприятным образом отражается на здоровье человека в целом.

Нормативы освещенности офисных и жилых объектов регулируются СНиПами (строительно-проектировочная документация), где прописаны нормы для различных видов помещений. Ниже приведены рекомендации по нормам освещенности в жилых помещениях.

Таблица №1. Рекомендуемые нормы освещенности жилых помещений согласно СНиП 23–05–95

Еще недавно мы выбирали лампочку, ориентируясь на ее мощность, – 100 ватт больше, чем 60. Все понятно. Ватты показывают мощность, которую лампа потребляет. Все знают: чем лампа мощнее, тем больше света она даст. Но важнее понимать, сколько это люменов. Наши традиционные лампы накаливания 90% энергии превращают в тепло. Но нам-то они нужны не для обогрева помещения! Поэтому важен именно световой поток. А платим мы за потребляемые ватты – это тоже следует знать. Для этого полезна таблица, представленная ниже. Из нее понятно, что для светового потока в 400 Лм обычная лампа накаливания «съест» 40 Вт, а вот светодиодная – всего 2-3 Вт. На практике важно знать дополнительные характеристики лампы: всё зависит от качества продукции, материалов и прочего. Так что этот расчет приблизителен!

Но прежде чем заняться расчётами, отметим, что нормы определяют не яркость лампочек, а именно освещённость. То есть какой световой поток приходится на 1 м2 поверхности. Измеряется такая величина в люксах, 1 люкс (лк) – это когда на квадратный метр падает 1 люмен света (1 лм/м2).

Em=n*Ф/S*2,5 ,

где n – количество лампочек,

Ф – световой поток в Лм,

S – площадь помещения,

2,5 – коэффициент,который зависит от площади и высоты потолка. Если высота равна 3 метрам или S больше 100 м2, то он берется равным 3.

Например: холл площадью 7 м2; предположим, что в светильнике использованы 3 лампочки галогеновые. Каждая на 12 В (напряжение) = 35 Вт (мощность)= 670 Лм (световой поток).

3*670/7*2,5=115 Лм – делаем вывод, что этого недостаточно, мы стремимся к 150 Лм.

Расчёт освещённости помещения также во многом зависит от его дизайна . Тёмные стены и пол поглощают свет, и необходимо закладывать запас в расчёты. Конечно, если только нет цели создать уютную обстановку с мягким светом. Светлые же комнаты и без того яркие, и перебор может доставить неприятные ощущения глазам, почти тоже самое происходит, когда смотришь на солнце сквозь неплотные облака.

Сценарии освещения

Помимо рассчитанного количества в Лм свет воспринимается нами эмоционально, поэтому важно, какую атмосферу мы хотим получить: то ли это рабочая поверхность, то ли это место релаксации.

Любое помещение трехмерно, поэтому так важно иметь различные сценарии освещения. Желательно делать их независимыми друг от друга, располагая в различных ярусах.

Верхний ярус – люстры, закарнизная подсветка, подсветка в верхней части шкафов.

Средний – торшеры, настольные лампы, бра, различные настенные светильники. Кстати, настенный светильник, направленный вверх, создает освещение без теней.

Нижний – подсветка лестничных ступеней, свет, встроенный в пол, либо по периметру мебели. Замечательно освещает, только вопрос с подбором осветительных приборов.