Все о тюнинге авто

Чистота воздуха залог жизни на земле рисунок. Чистый воздух – залог здоровья

Тема: Чистый воздух – залог здоровья

Цели: Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.

Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока. Комбинированный урок.

Вид урока . Исследовательский проект.

Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи, презентации, фильм «Загрязнении воздуха» - 3.45 минут, ребус, карточки с задачами.

Ход урока.

I. Психологический настрой

Дыхательная гимнастика.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Почему урок начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)

II. Актуализация знаний и целеполагание

К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».

Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря Ожегова)

Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.

Изучите телеграмму и скажите, о чём идёт речь. (Мы за чистый воздух).

Исходя из понятия ЭКОЛОГИЯ, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные, человек).

На доске появляется схема взаимодействия.

Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?

Проблема – загрязнение воздуха

Гипотеза – воздух загрязняет человек.

Цель. Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух).

Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)

В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

Чтобы реализовать цель урока, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

Учащиеся читают пункты плана :

П л а н.

2. Исследование факторов загрязнения воздуха.

3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.

4. Изучение способов очистки воздуха.

1. Свойства и состав чистого воздуха.

    Стратегия «Мозговой штурм»

Назовите основные понятия, которые относятся к теме «Воздух» (поочерёдно от каждой группы)

    Стратегия «Карусель»

В коробке лежат вопросы по теме «Воздух». Зачитываем вопрос соседней группе. Соседняя группа отвечает и так далее.

    Мини- тест «Воздух и его охрана»(одна группа делает тест на компьютере – тренажёр, остальные на листочках)

взаимопроверка в парах.

Критерии оценивания:

«5» - все ответы верны

«4»- четыре правильных ответа

«3»- три правильных ответа

ниже, чем три – не доучил (страница учебника 66 -67)

1. Что такое воздух?

A) газ

Б) особая жидкость

B) смесь газов

2. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

3. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

4. Какими свойствами обладает воздух?

а) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

5. Что происходит с воздухом при нагревании?

а) кипит

б) превращается в воду

в) расширяется

III. Исследовательский проект.

3. Исследование факторов загрязнения воздуха (работа в группах с текстом учебника с 68-69)

Изучите текст и ответьте на вопросы:

Что загрязняет атмосферу? (1 группа)

Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека? (2 группа)

Как влияет загрязнение воздуха на растения? (3 группа)

Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения воздуха. (4 группа )

Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше? (ответы)

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?(ответы)

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..

Главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

А в городе тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха:

1) На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы.

2) Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.

- Опыт «Горение свечи»

Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?

Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?

Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.

(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)

Проведение опыта:

Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?

Вывод: такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.

А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Этот газ называется углекислым газом, для дыхания он непригоден.
Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям.Вот только днём они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ, поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.

Физминутка.

Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши)


Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей, сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.

4. Решение экологических задач (работа в группах).

Реши задачу:

1 группа . Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из - за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев , чтобы обеспечить кислородом город Рудный, в котором проживает 100 000 человек? (1 000 000 больших деревьев)

2 группа . Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе? (в 2 раза. Лучше сажать лиственные деревья)

3 группа . Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (на 290кг больше)

4 группа . Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 000 видов)

5 группа. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? (5 человек=15 хвойных деревьев)

Исходя из результатов задач сделайте вывод по третьему пункту нашего плана.

К сожалению, с зелёными насаждениями города часто бывают проблемы: выбирают не те породы деревьев, которые требуются для города.

Человек и воздух

Деятельность человека иногда приносит огромный вред планете.

Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»

Лесные пожары Cлайд «Пожары»

Загрязнение городов Cлайд « Смог городов»

Множество машин Cлайд «Машины» , Слайд «Вырубка лесов»

Чистый ли воздух на нашей планете?

5. Просмотр фильма «Загрязнение воздуха»-3 мин. 45 сек

Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)

От кого зависит чистота нашей планеты ?

IV. Рефлексия. Плакат «Чистый воздух – залог здоровья»

Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов , и в группе делают коллаж по теме.

Сажайте деревья,

Любите деревья!

Пусть будет их больше

У рек и дорог…

Безоблачна жизнь –

И земля зеленеет,

И нежен

Рождённый в листве

Ветерок.

V . Домашнее задание: Работа над проектом «Чистый город»:

Нарисовать рисунок на формате А-4, написать не менее 5 правил: «Как сделать город чистым».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Светлоречная средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Чистый воздух – залог здоровья».
Учитель начальных классов:
Коваленко А.И
Тема: Чистый воздух – залог здоровья
Цели: Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.
Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи, презентации, фильм «Загрязнении воздуха» - 3.45 минут, карточки с задачами.Ход занятия.
I. Психологический настрой
Дыхательная гимнастика.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
- Почему занятие начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)
II. Актуализация знаний
- К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».
- Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря ОжеговаЭкология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.
- Исходя из понятия ЭКОЛОГИЯ, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные, человек).
Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?
Проблема – загрязнение воздуха
Гипотеза – воздух загрязняет человек.
Цель. Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух).
- Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)
- В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
– провести небольшое исследование.
Учащиеся читают пункты плана:
1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.
2. Исследование факторов загрязнения воздуха.
3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.
4. Изучение способов очистки воздуха.
Свойства и состав чистого воздуха.
Игра «Карусель»
Учитель зачитывает вопрос.Что такое воздух
Сколько весит воздух
Где находится воздух
Что такое атмосфера
От чего защищает атмосфера
Какова толщина атмосферы
Назовите свойства воздуха
Из чего состоит воздух
Какой газ нужен человеку
Сколько человек может прожить без воздуха
Сколько нужно человеку кислорода в день
На какой планете есть атмосфера, а жизни нет
Тест
1. Что такое воздух?
A) газ
Б) особая жидкость
B) смесь газов
2. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
3. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
4. Какими свойствами обладает воздух?
а) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.
в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
5. Что происходит с воздухом при нагревании?
а) кипит
б) превращается в воду
в) расширяется
III. Исследовательский проект.
3. Исследование факторов загрязнения воздуха
ответьте на вопросы:
- Что загрязняет атмосферу?
- Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека?
- Как влияет загрязнение воздуха на растения?
- Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения воздуха.
Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух.
Почему же на земле его не становится меньше? (обсуждение и ответы)
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Вот почему так легко дышится в лесу.
Как вы думаете, где воздух чище: на улице или в помещении? (обсуждение в группе и ответы детей)
В помещении грязнее в 10 раз.
- Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных,ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и
микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные
формы аллергии.)
- Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?
Правила здоровья:
1.Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо,
старайся не дышать глубоко, дыши только носом.
2. Лучше гулять в парках подальше от дорог.
3. Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому
комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны быть в это время в другой комнате.
4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами стоят много работающих машин, особенно по утрам, когда
водители прогревают моторы.Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Деятельность человека иногда приносит огромный вред планете.
Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»
Лесные пожары Cлайд «Пожары»
Загрязнение городов Cлайд «Смог городов»
Множество машин Cлайд «Машины», Слайд «Вырубка лесов»
- Опыт «Горение свечи»
Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?
Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?
Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.
(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)
Проведение опыта:
Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?
Вывод: такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.
А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)
Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Этот газ называется углекислым газом, для дыхания он непригоден.Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям.Вот только днём они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ, поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.
Чистый ли воздух на нашей планете?
Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?(ответы)
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
А в городе тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Физминутка.
Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши)
Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей, сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.4. Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»-3 мин. 45 сек
Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)
От кого зависит чистота нашей планеты?
IV. «Чистый воздух – залог здоровья»
Мы речь свою ведём о том,Что вся Земля - наш общий дом –Наш добрый дом, просторный дом,Мы все с рожденья в нём живём.Ещё о том ведём мы речь,Что мы наш дом должны беречь.Давай докажем, что не зряНа нас надеется Земля.Давайте будем беречь планету,Другой такой на свете нету.Развеем над нею и тучи и дым,В обиду её никому не дадим!
V. Рефлексия.
Нарисовать рисунок на формате А-4 «Как сделать село чистым».

Макеев Александр

Учеьно- исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зиминская средняя общеобразовательная школа»

Крутинского муниципального района Омской области.

Детское объединение «Друг»

Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского

творчества «Белая береза»

Тема: «Чистота воздуха – залог здоровья»

Учебно – исследовательская работа

Выполнил:

ученик 3 класса

МКОУ «Зиминская СОШ»

Макеев Александр Алексеевич

Руководитель:

учитель начальных классов

МКОУ «Зиминская СОШ»

Исаева Елена Геннадьевна

2013

Введение…………………………………………………………3 - 4……

Основная часть

1.Воздух

1.1. .Воздух и его значение………………………………………5…..

1.2. Загрязнение воздуха ……………………………………… 6….

1.3. Температура и влажность воздуха…………………………7…..

2.Практическая часть

2.1. Методика проведения……………………………………….8 – 9

2.2. Результат исследований…………………………………….10 - 11

Выводы…………………………………………………………… 12

Список литературы……………………………………………… .13.

Приложение 1………………………………………………………14…..

Введение

На уроках окружающего мира мы изучали тему «Воздух». Мы выяснили, что воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, жить. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха - самое большое пять минут. Ежедневно, ежеминутно мы вдыхаем огромное количество воздуха. Вот только каким воздухом мы дышим? Насколько он чист и свеж в школьных помещениях, дома и на улице? Во время школьных занятий мы очень много времени проводим в помещениях, поэтому насколько воздух чист и свеж, зависит наше самочувствие и здоровье в целом. Меня заинтересовали эти вопросы, и я решил провести свое маленькое исследование и выяснить состояние воздуха в школьных помещениях, дома и на территории школы. Я думаю, эта тема актуальна для меня и окружающих, так как здоровье – это самое важное и главное для человека. О сохранности здоровья мы говорим на классных часах и на уроках.

Проблема : очень много времени мы проводим в закрытых помещениях. На сколько воздух чист и свеж? Как сохранить своё здоровье?

Цель: определить состояние воздуха внутри здания школы, квартиры и прилегающей территории школы.

Задачи:

1.Изучить научную литературу.

2. Провести исследование состояния воздуха внутри школы, дома и прилегающей территории школы.

3. Сравнить уровень чистоты воздуха в школьных помещениях, дома и на школьной территории.

4.Обработать полученные данные и сделать вывод.

Мы предполагаем : если воздух в помещениях чист и свеж, то это способствует сохранению нашего здоровья.

Из Большой Советской Энциклопедии, энциклопедии Дорохова А., Куценко Т. «Что такое? Кто такой?», толкового словаря Бондаренко А., Гуркова И. «Что это? Кто это?» и статьи Пименовой О. Г. «Воздух. Свойства воздуха» журнал «Начальная школа» мы узнали, что такое воздух, какое значение он имеет для нашей планеты и о свойствах воздуха.

Детская энциклопедия Чижевский А.Е. «Я познаю мир» рассказывает нам о значении влажности и температуры воздуха для человека, о проблеме загрязнения воздуха, что «квартирный» воздух в 4-6 раз грязнее и в 8-10 токсичнее уличного.

Статья Кропочевой Т.Б. журнал «Начальная школа плюс До и После» помогла нам определить методы исследования, провести свои наблюдения и исследования за состоянием воздуха в помещении и на прилегающей территории.

Место исследования мы определили нашу школу МКОУ «Зиминская средняя общеобразовательная школа».

Срок проведения исследования – февраль.

Методы исследования:

  • анализ;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • сравнение.

Основная часть

1.Воздух

1.1.Воздух и его значение

Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, но чувствуем. Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – это смесь многих газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Каждый из газов выполняет свою роль. Кислород обеспечивает процессы дыхания и горения

Воздух, окружающий нашу Землю – это удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает землю от космических снарядов-метеоритов. Они попадают воздушные слои Земли. Здесь они так сильно раскаляются, что, не долетев до земли, сгорают.

Воздушная оболочка защищает нас и от космических лучей - невидимок. Они давно бы уничтожили на Земле всё живоё, да воздух их не пропускает.

Воздух выполняет ещё одну важную работу - следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Воздухом дышит всё живое на Земле. Воздух необходим всем. И только благодаря ему на Земле единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.

1.2. Загрязнение воздуха

Наше здоровье напрямую зависит от окружающей среды, и в первую очередь от воздуха, которым мы дышит. Качество воздуха влияет на нашу жизнь, на работоспособность и общее самочувствие. Очень много времени мы проводит в помещении до 80%. В воздухе закрытого пространства летает огромное количество микроскопических частиц различного происхождения, а так же содержится огромное количество пыли.

Пыль проникает в помещении через двери, окна, образуется в результате нашей деятельности. Она состоит из частиц шерсти и кожи животных и людей, микроорганизмов. Вместе с пылью мы вдыхает пылевых клещей, споры грибков, микрочастицы вредные для здоровья.

Очень модно сейчас украшать квартиры, школьные коридоры и классы и другие помещения цветущими цветами. В воздухе таких помещений содержится пыльца растений. Она тоже может быть опасной для человека. Вызывает различные аллергические реакции.

Экологи определили, что «квартирный» воздух в 4-6 раз грязнее и в 8-10 токсичнее уличного.

1.3. Температура и влажность воздуха.

Качество воздуха зависит от его температуры, чистоты и влажности. Всегда приятно дышать свежим воздухом.

Огромное значение ещё имеет влажность воздуха. Средняя температура свежего воздуха должна быть в пределах 18 – 20 градусов, а влажность должна составлять около 40 – 60 процентов, также в помещении должна быть небольшая вентиляция. Если эти параметры нарушаются, то наш организм немедленно реагирует на эти изменения. Повышается утомляемость, замедляется реакция, наступает сонливость. Если же воздух недостаточно влажный, это приводит к чувству усталости и начинает першить в горле. Чаще всего это происходит в зимний период, так как отопительные приборы очень сушат воздух. Многие не придают этому большого значения, не заботятся об увеличении влажности воздуха.

Итак, мы выяснили, что воздух необходим всему живому на Земле, чтобы дышать, жить. Он следит за климатом, защищает от метеоритов и космических лучей. Благодаря ему существует жизнь на Земле единственной планете во вселенной. Качество воздуха влияет на наше здоровье. Воздух в закрытых помещениях не всегда чист и свеж. В нем содержатся различные микрочастицы, пыль, пыльца. Значит, необходимо заботиться о своем здоровье. Следить за температурой, чистотой и влажностью воздуха.

2. Практическая часть

Исследовательская работа проводилась по направлениям:

1. Определение состояния воздуха в доме, в школе и на прилегающей школьной территории.

2. Наблюдение за температурным режимом в школе и дома.

3. Сравнение результатов.

2.1. Методика проведения.

Эксперимент 1. Изучить состояние воздуха в школе, дома и на улице. 1. Намазали вазелином кусочки ваты, cфотографировали [Приложение 1].

2. Прикрепили кусочки ваты в классе, в коридоре, раздевалке, а так же в своей комнате и на кухне.

3. Через 5-6 дней посмотрел на вату через лупу.

4. Сравнил все кусочки ваты.

Эксперимент 2.

1.Взяли чистый кусочек ваты.

2. Провели в конце рабочего дня по поверхности мебели и подоконников.

3. Рассмотрели кусочки ваты под лупой. На кусочке ваты мы увидели небольшое количество пыль. [Приложение 3]


Эксперимент 3. Изучить степень загрязнение воздуха на прилегающей территории школы.

  1. Собрал снег на разных участках, растопил его.
  2. Рассмотрел на свет. Для сравнения использовал кипячёную воду из-под крана.
  3. Пропустил воду от растаявшего снега через фильтр. В качестве фильтра брал бумажную салфетку белого цвета.
  4. Сравнил салфетки между собой. [Приложение 4]

Наблюдение. Температурный режим.

Каждый день мы измеряли температуру в классе, в коридоре, в комнате и на кухне, данные заносил в таблицу.

Таблица 1.

Помеще-

ния

Дни недели

Класс

Коридор

Комната

Кухня

2.2. Результат исследований

2.1 Сравнение состояния воздуху в доме, в школе и на прилегающей школьной территории.

Взяв, все кусочки ваты, рассмотрев их под лупой, мы увидели различные частички пыли и грязи. Самыми чистыми оказались кусочки ваты в доме. Наверное, потому что количество людей меньше, каждый день мы протираем пыль, проводим влажную уборку и проветриваем комнаты. Средний уровень загрязнения имели кусочки ваты в классе, коридоре и раздевалке.[Приложение 2]. Это объясняется тем, что очень много детей находится в школе, на переменах бегают. Сейчас зимнее время года, нет большой грязи и пыли. Каждый день в школе проводят влажную уборку: 2 раза после второго урока и в конце рабочего дня. И тем не менее пыль в воздухе есть.

В воздухе содержится пыль, она оседает на мебель, стены, подоконники.

Взяв снег, с разных участков территории и сравнив его, мы увидели, что вода оказалась почти чистой во дворе школы. Вода в стакане была светлой, а фильтр – белый, но с мелкими частицами грязи. Наверное, потому что сейчас зимнее время года, транспорта по улицам ездит мало и наша школа расположена внутри двора, достаточно отдалена от дорог. Самой грязной оказалась вода, взятая у дороги, вблизи кочегарки.

2.2 Сравнение температурного режима в школе и дома.

Температурный режим в помещениях Таблица 2.

Помеще-

ния

Дни недели

Класс

Коридор

Комната

Кухня

Сравнив данные в таблице, мы видим, что т емпература в классе и в коридоре соответствует норме, а в доме – превышает нормы. В доме жарко, особенно в кухне. У нас в семье теперь есть маленькая сестрёнка, она сейчас ползает, ходит в «ходунках». Родители беспокоятся о её здоровье, поэтому стараются чтобы в доме было тепло.

Выводы

Для дыхания, для жизни нам необходим воздух. Без него нам не прожить и пяти минут. Для сохранения нашего здоровья необходим чистый и только чистый воздух. Мне небезразлично, каким воздухом дышу я, мои родные, близкие и друзья.

Проведя своё маленькое исследование, я увидел, что воздух в нашей квартире и в школе достаточно чист. Нет большого скопления пыли и грязи. Температурный режим в школе соблюдается, дома превышает норму. Значит, наше здоровье будет сохраняться.

Литература:

1. Большая Советская Энциклопедия.(В 30 томах). Гл.ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., «Советская Энциклопедия», 1971. Т. Вешин-Газли. 1971. 640 с.

2. Бондаренко А., Гуркова И. «Что это? Кто это?» Толковый словарь для учащихся начальных классов. М. Просвещение. 1996.

3.Дорохов А., Куценко Т. и др. «Что такое? Кто такой?». Энциклопедия, т. 1 М. Педагогика. 1975.

4. Кропочева Т.Б. проведение экологических исследований в начальных классах. Журнал «Начальная школа плюс До и После» №3, 2008 год

5.Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.

6. Чижевский А.Е. «Я познаю мир»: Дет. энцикл.: Экология/ М.: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997. – 432 с.

Приложение 1.

Эксперимент 1

Приложение 4

Эксперимент 3.

Карагандинская область, Шетский район, Мухтарская средняя школа

Заливако Олеся Генадьевна

Тема: «Чистый воздух - залог здоровья»

Цели: Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.

Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока. Комбинированный урок.

Вид урока . Исследовательский проект.

Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи, презентации, фильм «Загрязнении воздуха» - 3.45 минут, карточки с задачами.

Ход урока.

I. Психологический настрой

Дыхательная гимнастика.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох - опускаем руки вниз.

Почему урок начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)

II. Актуализация знаний и целеполагание

К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».

Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря Ожегова

Экология - это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.

Исходя из понятия ЭКОЛОГИЯ, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные, человек).

Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?

Проблема - загрязнение воздуха

Гипотеза - воздух загрязняет человек.

Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)

В словаре Ожегова написано, что экологи - это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

Чтобы реализовать цель урока, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

Учащиеся читают пункты плана :

П л а н.

1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.

2. Исследование факторов загрязнения воздуха.

3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.

4. Изучение способов очистки воздуха.

1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.

  • «Мозговой штурм»

Назовите основные понятия, которые относятся к теме «Воздух» (поочерёдно от каждой группы)

  • Работа в парах. Приём «Ассоциации». Заполнить пустые квадраты ключевыми понятиями по теме «Воздух»

ВОЗДУХ

Игра «Карусель» (диалоговое обучение - вопросы низкого порядка)

В коробке лежат вопросы с цифрами от 1- 12 по теме «Воздух». Спикер достаёт номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, а группа отвечает (для каждой группы по 3 вопроса).

  1. Что такое воздух
  2. Сколько весит воздух
  3. Где находится воздух
  4. Что такое атмосфера
  5. От чего защищает атмосфера
  6. Какова толщина атмосферы
  7. Назовите свойства воздуха
  8. Из чего состоит воздух
  9. Какой газ нужен человеку
  10. Сколько человек может прожить без воздуха
  11. Сколько нужно человеку кислорода в день
  12. На какой планете есть атмосфера, а жизни нет
  • Мини- тест «Воздух и его свойства»(одна группа делает тест на компьютере, остальные на листочках)

взаимопроверка в парах.

Критерии оценивания:

«5» - все ответы верны

«4»- четыре правильных ответа

«3»- три правильных ответа

ниже, чем три - не доучил

1. Что такое воздух?

Б) особая жидкость

B) смесь газов

2. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

3. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

б) кислород;

в) углекислый газ.

4. Какими свойствами обладает воздух?

а) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

5. Что происходит с воздухом при нагревании?

б) превращается в воду

в) расширяется

III. Исследовательский проект.

3. Исследование факторов загрязнения воздуха

Изучите текст и ответьте на вопросы:

Что загрязняет атмосферу? (1 группа)

Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека? (2 группа)

Как влияет загрязнение воздуха на растения? (3 группа)

Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения воздуха.(4 группа )

Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух.

  • Почему же на земле его не становится меньше? (обсуждение и ответы)

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Вот почему так легко дышится в лесу.

  • Как вы думаете, где воздух чище: на улице или в помещении? (обсуждение в группе и ответы детей)

В помещении грязнее в 10 раз.

Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных,

ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и

микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные

формы аллергии.)

Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

Правила здоровья:

1.Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо,

старайся не дышать глубоко, дыши только носом.

3. Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому

комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны быть в это время в другой комнате.

4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами стоят много работающих машин, особенно по утрам, когда

водители прогревают моторы.

  • Ребята, а от чего воздух может загрязняться ?
  • В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Деятельность человека иногда приносит огромный вред планете.

Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»

Лесные пожары Cлайд «Пожары»

Загрязнение городов Cлайд « Смог городов»

Множество машин Cлайд «Машины» , Слайд «Вырубка лесов»

Опыт «Горение свечи»

Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?

Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?

Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.

(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)

Проведение опыта:

Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?

Вывод : такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.

А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород - мы все дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Этот газ называется углекислым газом, для дыхания он непригоден.
Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям.Вот только днём они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ, поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.

  • Чистый ли воздух на нашей планете?
  • Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?(ответы)
  • На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А в городе тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Физминутка.

Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши)

Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей, сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.

4. Решение экологических задач (работа в группах).

Реши задачу:

1 группа . Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из - за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев , чтобы обеспечить кислородом город Рудный, в котором проживает 100 000 человек? (1 000 000 больших деревьев)

2 группа . Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес - 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе? (в 2 раза. Лучше сажать лиственные деревья)

3 группа . Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (на 290кг больше)

4 группа . Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 000 видов)

5 группа. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? (5 человек=15 хвойных деревьев)

Исходя из результатов задач, сделайте вывод по третьему пункту нашего плана.

К сожалению, с зелёными насаждениями города часто бывают проблемы: выбирают не те породы деревьев, которые требуются для города.

5. Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»-3 мин. 45 сек

Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)

От кого зависит чистота нашей планеты?

6. Индивидуальная работа. Показать стрелочками, что загрязняет воздух.

IV. Постер «Чистый воздух - залог здоровья»

Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов, и в группе делают постер по теме.

Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!

V. Рефлексия.

  • Индивидуальный оценочный лист
  • Работа в парах. Приём «Ассоциации». Заполнить пустые квадраты ключевыми понятиями по теме «Воздух»

Игра «Карусель» (диалоговое обучение - вопросы низкого порядка)

  1. Что такое воздух
  2. Сколько весит воздух
  3. Где находится воздух
  4. Что такое атмосфера
  5. От чего защищает атмосфера
  6. Какова толщина атмосферы
  7. Назовите свойства воздуха
  8. Из чего состоит воздух
  9. Какой газ нужен человеку
  • Мини- тест «Воздух и его свойства»(одна группа делает тест на компьютере, остальные на листочках)

взаимопроверка в парах.

Критерии оценивания:

«5» - все ответы верны

«3»- три правильных ответа

ниже, чем три - не доучил (страница учебника 66 -67)

1. Что такое воздух?

Б) особая жидкость

B) смесь газов

а) водород, медь, цинк;

в) хлор, фтор, йод.

б) кислород;

в) углекислый газ.

5. Что происходит с воздухом при нагревании?

б) превращается в воду

в) расширяется

Что загрязняет атмосферу? (1 группа)

2 группа)

3 группа)

(4 группа )

  • (обсуждение и ответы)

В помещении грязнее в 10 раз.

формы аллергии.)

Правила здоровья:

водители прогревают моторы.

Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»

Лесные пожары Cлайд «Пожары»

Загрязнение городов Cлайд « Смог городов»

Множество машин Cлайд «Машины» , Слайд «Вырубка лесов»

- Опыт «Горение свечи»

Проблема:

Выдвижение гипотез:

Проведение опыта:

Вывод :

А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород - мы все дышим кислородом.)


Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям.Вот только днём они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ, поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.

Физминутка.

Реши задачу:

1 группа . Сколько должно быть деревьев (1 000 000 больших деревьев)

2 группа . Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес - 70 т. Во сколько раз

3 группа . На сколько больше (на 290кг больше)

4 группа . Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 000 видов)

5 группа. вашу семью?

(ответы учащихся)

От кого зависит чистота нашей планеты?

IV. Постер «Чистый воздух - залог здоровья»

Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов, и в группе делают постер по теме.

Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом -
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!

V. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Чистый воздух-залог здоровья" »

Тема: Чистый воздух – залог здоровья

Цели: Изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.

Задачи: дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни; развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать коммуникативные умения, сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока. Комбинированный урок.

Вид урока . Исследовательский проект.

Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи, презентации, фильм «Загрязнении воздуха» - 3.45 минут, карточки с задачами.

Ход урока.

I. Психологический настрой

Дыхательная гимнастика.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Почему урок начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)

II. Актуализация знаний и целеполагание

К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».

Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря Ожегова

Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.

Исходя из понятия ЭКОЛОГИЯ, как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные, человек).

Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?

Проблема – загрязнение воздуха

Гипотеза – воздух загрязняет человек.

Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)

В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

– Чтобы реализовать цель урока, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.

Учащиеся читают пункты плана :

П л а н.

1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.

2. Исследование факторов загрязнения воздуха.

3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.

4. Изучение способов очистки воздуха.

1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.

    «Мозговой штурм»

Назовите основные понятия, которые относятся к теме «Воздух» (поочерёдно от каждой группы)

    Работа в парах. Приём «Ассоциации». Заполнить пустые квадраты ключевыми понятиями по теме «Воздух»

ВОЗДУХ

    Игра «Карусель» (диалоговое обучение – вопросы низкого порядка)

В коробке лежат вопросы с цифрами от 1- 12 по теме «Воздух». Спикер достаёт номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, а группа отвечает (для каждой группы по 3 вопроса).

    Что такое воздух

    Сколько весит воздух

    Где находится воздух

    Что такое атмосфера

    От чего защищает атмосфера

    Какова толщина атмосферы

    Назовите свойства воздуха

    Из чего состоит воздух

    Какой газ нужен человеку

    Сколько человек может прожить без воздуха

    Сколько нужно человеку кислорода в день

    На какой планете есть атмосфера, а жизни нет

    Мини- тест «Воздух и его свойства»(одна группа делает тест на компьютере, остальные на листочках)

взаимопроверка в парах.

Критерии оценивания:

«5» - все ответы верны

«4»- четыре правильных ответа

«3»- три правильных ответа

ниже, чем три – не доучил (страница учебника 66 -67)

1. Что такое воздух?

Б) особая жидкость

B) смесь газов

2. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

3. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

б) кислород;

в) углекислый газ.

4. Какими свойствами обладает воздух?

а) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

б) прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

в) с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

5. Что происходит с воздухом при нагревании?

б) превращается в воду

в) расширяется

III. Исследовательский проект.

3. Исследование факторов загрязнения воздуха (работа в группах с текстом учебника с 68-69)

Изучите текст и ответьте на вопросы:

Что загрязняет атмосферу? (1 группа)

Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека? (2 группа)

Как влияет загрязнение воздуха на растения? (3 группа)

Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения воздуха. (4 группа )

Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух.

    Почему же на земле его не становится меньше? (обсуждение и ответы)

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Вот почему так легко дышится в лесу.

    Как вы думаете, где воздух чище: на улице или в помещении? (обсуждение в группе и ответы детей)

В помещении грязнее в 10 раз.

Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных,

ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и

микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные

формы аллергии.)

Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

Правила здоровья:

1.Старайся меньше находиться вблизи дороги, а если это необходимо,

старайся не дышать глубоко, дыши только носом.

3. Воздух в квартирах очень грязный из-за скопления пыли, поэтому

комнаты нужно постоянно проветривать с помощью хороших сквозняков, люди должны быть в это время в другой комнате.

4. Жителям первых этажей не следует открывать форточки, когда под окнами стоят много работающих машин, особенно по утрам, когда

водители прогревают моторы.

    Ребята, а от чего воздух может загрязняться ?

    В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Деятельность человека иногда приносит огромный вред планете.

Отходы от заводов и фабрик Cлайд «Дым фабрик и заводов»

Лесные пожары Cлайд «Пожары»

Загрязнение городов Cлайд « Смог городов»

Множество машин Cлайд «Машины» , Слайд «Вырубка лесов»

- Опыт «Горение свечи»

Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?

Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?

Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.

(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)

Проведение опыта:

Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?

Вывод : такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.

А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Этот газ называется углекислым газом, для дыхания он непригоден.
Нам для дыхания нужен кислород, также как и растениям.Вот только днём они вырабатывают кислород, а ночью наоборот выделяют углекислый газ, поэтому в помещении, где вы спите, нельзя держать много цветов.

    Чистый ли воздух на нашей планете?

    Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?(ответы)

    На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

А в городе тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Физминутка.

Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши)

Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей, сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.

4. Решение экологических задач (работа в группах).

Реши задачу:

1 группа . Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из - за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев , чтобы обеспечить кислородом город Рудный, в котором проживает 100 000 человек? (1 000 000 больших деревьев)

2 группа . Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный? Какие деревья лучше сажать в городе? (в 2 раза. Лучше сажать лиственные деревья)

3 группа . Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (на 290кг больше)

4 группа . Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25 000 видов)

5 группа. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? (5 человек=15 хвойных деревьев)

Исходя из результатов задач, сделайте вывод по третьему пункту нашего плана.

К сожалению, с зелёными насаждениями города часто бывают проблемы: выбирают не те породы деревьев, которые требуются для города.

5. Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»-3 мин. 45 сек

Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)

От кого зависит чистота нашей планеты?

6. Индивидуальная работа. Показать стрелочками, что загрязняет воздух.

IV. Постер «Чистый воздух – залог здоровья»

Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов, и в группе делают постер по теме.

Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!

V . Рефлексия.

    Индивидуальный оценочный лист

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Отметь знаком «+» , оцени свое настроение

1. Мое настроение в начале урока

2. Мое настроение в конце урока

Отметь знаком «+» , оцени себя

1. Данную тему я усвоил (а)

2. На уроке я работал (а)

    на доске приём «Светофор»

(дети с помощью стикера показывает, как усвоен материал)

ТЕМА НЕПОНЯТНА -

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ

Я ВСЁ ПОНЯЛ

V. Домашнее задание: Работа над проектом «Чистый город»:

Нарисовать рисунок на формате А-4, написать не менее 5 правил: «Как сделать город чистым».